Ошибки исповедующегося

Такую тему должно поднимать маститым отцам с многолетним стажем служения, а не мне с моими двумя годами священства. Но постоянно приходится сталкиваться с очень странными подходами к Таинству Покаяния, наставлять. Потому дерзаю писать эти записки для пользы ко мне обращающихся, тех, кому интересно мнение меня недостойного, не посягая на полную правоту.

1. Исповедь часто воспринимается как часть подготовки к Таинству Причастия.
Опуская рассуждения по вопросу, насколько вообще эти Таинства должны быть связаны и почему, замечу, что эта связь одна из главнейших причин профанации Исповеди, недооценки ее важности самой по себе. Кажется, и правильно, что Причастие важнее. Верно. Что Исповедь лишь элемент подготовки.
А вот ничего подобного!
Помните притчу:
«24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
25 и, придя, находит его выметенным и убранным;
26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.(Лук.11:24-26)»

Вот Исповедь и завершает наше покаяние, исцеляет страсти и грехи, очищает «домик души» человека. А потом нужно пригласить «правильного жителя» — благодать Святаго Духа. И так и идти по христианскому пути. Цель — обожение, но важнейшая часть пути — покаяние, а значит очень важно само Таинство Покаяния (Исповедь).

2. Исповедь без подготовки.
Если задача Исповеди всего лишь быть допуском к причастию, то достаточно повспоминать о грехах в очереди к священнику. Правильно ли это? Конечно, нет. Таинство завершает сложный процесс Покаяния. Запечатывает его. Но оно лишь последний элемент Покаяния, осознание греха, решимость его не повторять, раскаяние и слезы — это то, что происходит до Таинства. Происходит в обычной, но внимательной к себе, жизни христианина. Дома, на работе, на отдыхе. На молитве. Отчасти и в той очереди, конечно. Мало пользы получит человек, который не уделяет большого внимания своему покаянию, совершает Исповедь небрежно, не будучи подготовленным к ней заблаговременно.

3. Покаяние в страстях, но не грехах.
Нередко можно услышать формальные исповеди в духе «умом, сердцем, помышлением и всеми чувствы…», либо, что не намного лучше «гневом, чревоугодием, неправдоглаголаньем…». В чем тут ошибка? Ошибка в том, что человек вместо покаяния и, соответственно, рассказа Богу о своей личной вине, ошибке, говорит о страстях общих для всех людей. Часто говорят не просто собрав воедино все случаи, например проявления своего гнева, но и не замечая этих случаев. Кающийся понимает, что гневлив, но нет наблюдения над собой, которое помогло бы с этим гневом справится. Нет видения конкретного греха (например, гнев на супруга), а не общей страсти, свойства характера.

Конечно, невозможно собрать все случаи самого мелкого проявления «привычных грехов», но можно и полезно замечать самые сильные, явно выбивающиеся из обычного, проявления страсти. То есть собственно грехи. И в них и каяться. Например «каюсь в гневе. Особенно прогневался на принесшего двойку сына». Тут есть и понимание греха (неправильного дела или мысли) и общей страсти — гнева.

Родственная ошибка — увлеченность выученными наизусть текстами из какой-нибудь книги по исповеди. Особенно, когда такие «вводные тексты» особо длинные. Да, звучит благочестиво. «Исповедую Тебе, Господу Богу моему и тебе, честный отче все мои прегрешения (вот тут бы и остановится, если уж так хочется начинать с вводных слов) вольные мои грехи и невольные, ведомые и неведомые и т.д. и т.п.». Братия, давайте не забывать о тех людях, что стоят у нас за спиной в очереди к священнику! Благообразные, но пустые, так как не описывают личные грехи, слова только отнимают время на их выслушивание и задерживают тех, кому действительно необходимо уделить особое внимание священника. И тем более не надо пытаться занять время общими словами в ущерб собственно покаянию. Лучше 2-3 истинно осознанных греха принести к аналою, чем много-много переписать из какого-то списка.

Потому как:

4. Таинство Покаяния не отпускает те грехи, в которых нет покаяния.
Нет смысла пересказывать все события своей жизни, надеясь на то, что и грех тоже будет перечислен. Нужно не перечисление, не упоминание греха, пусть и на Исповеди, но покаяние в нем.

5. Нельзя прятаться за «красивыми и благообразными словами», защищаясь тем от стыда и совести.
Легко говорить «я неправдоглаголал», но намного сложнее «я нагло обманул родную мать». Если уж так хочется сказать красивое определение греха, то надо пояснить, что имелось в виду.

Иной раз округло рассказанная исповедь сама по себе становится грехом, так как за красивыми словами скрывается тяжесть прегрешения. «Аще ли что скрыешь от мене сугуб грех имаши» говорится в назидании перед Таинством.

6. Плохо, когда тяжкие и малозначимые грехи идут вперемешку.
Это тоже попытка меньше стыдится и отчасти скрывать грех, утопив его в большом списке мелких несовершенств вроде рассеянности на молитве и малых нарушений поста. Много правильней говорить сначала более тяжкие грехи, а уж потом все остальное.

7. Считать все грехи равно опасными это тоже ошибка, причем очень популярная.
Приводит такая ошибка ко многим вышеперечисленным. Говорят «но ведь все грехи отводят от Бога, а потому надо все-все детально и мелко исповедовать, а то вдруг грех останется». Да, все грехи это грехи. Но тяжелый грех сразу отлучает грешника от Церкви, а мелкий грех надо совершить много-много раз, он должен поразить всего человека, стать частью его души (например, как у всех вкруг с ненавистью ругающей и судящей бабки у подъезда), по сути дорасти до состояния тяжкого греха. Потому запускать грехи нельзя, но и заниматься в себе мелочным самокопанием святые Отцы не рекомендуют. Лучше исповедовать то, что ощущает совесть, показывает молитва, а не то, что нашли в себе сравнивая с абсолютным идеалом христианина.

Продолжение следует…

Комментарии

  • Ольга:

    Спаси Господи, отец Александр.Статья требует продолжения действительно.И мне хочется поучаствовать.Вы пишете об обобщении, как проявлении ложного стыда.Согласна, конечно.Только есть нюанс
    относительно прихожанки! Исповедует священник-мужчина.Поэтому некоторые плотские ситуации как раз не стоит конкретизировать! Согласны ли Вы со мной?Обязательно напишите об этом в продолжении.Я хорошо помню исповеди первого года воцерковления, на которых о.Александр Тиманков увещевал меня:»Не надо об этом никому рассказывать!!!»:))…

  • Ольга:

    И еще о Вашем новом месте.Помогай Господь.Я пока далеко( до сентября), но Вас не оставим!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *