Анализ исторических причин гонений на христианство

      I.            Введение.

 

Всю историю Церкви христиан преследовали, происходили т.н. «гонения». Если в какой-то стране гонений не было, то они были где-нибудь еще. Гонения могли носить самый разный характер, могли презирать, возбуждать народ против христиан, принимать законы, делающие христиан гражданами третьего сорта, осложнять богослужебную жизнь, убивать и пытать самих христиан. Сильный характер, с массовыми государственными казнями, гонения принимали при попытках построить материалистические общества в 20ом веке и в самом начале истории Церкви, в Римской империи. И если недавние гонения являются следствием осатанелого атеизма считающего лишь себя верной формой убеждения, а все остальные убеждения вредными для людей, почему преследовались любые формы религии, то со стороны не вполне понятно, почему происходили гонения в Риме, отличающимся высокой веротерпимостью.

   II.            Империя – универсум. Церковь тоже

Государство, по мнению античных людей, являлось важнейшей частью жизни человека. Философы Платон и Аристотель разрабатывали концепции идеального государства. Люди связывали свою жизнь и счастье с жизнью и счастьем государства. Что говорить, даже термин «Вселенная» (ойкумена) означал в первую очередь обитаемый мир, причем не просто населенный какими-то людьми, но известными и, в случае Рима, включенными или потенциально должными быть включенными в Империю.

«Империи, начиная с Персии, руководствуются идеей “общего блага” и выполняют функцию всеобщего арбитра. Потому универсальность империй оправдана. Намек ап.Павла на “Удерживающего” еще со времен Златоуста рассматривается, что даже языческая Империя имеет функцию арбитра пред лицом Божиим и удерживает мировое зло…. Рим ощущал себя вселенской универсальностью»[1], говорит проф.Махнач В.Л., что похоже на правду, даже воюющий с религией СССР, судя по всему, в какой-то мере удерживал зло.

Соответственно все интересы и упования должны были быть связанны с государством. В том числе и религия должна была быть государственно полезной и одобряемой, лояльной по отношению к первичности власти государства над подданными.

Церковь, аналогично, говорила о том, что вера, убеждения людей относится к ней, верить должно так, как учил Христос, и никак иначе. Что все остальные формы вероучения суть заблуждения, а боги иных религий в лучшем случае заблуждения людей, а то и бесы. То есть Церковь, так же как и государство, посягала на власть над людьми, пусть и только в своей области.

«Когда столкнулись универсальности Империи и Церкви происходит естественная конкуренция»[2]. Результатом такого конфликта – христианства и государства Римской империи, и было то, что последняя использовала свои силовые и административные ресурсы для защиты различными методами. Но «надо отрешится от мысли, что христиан преследовали некие злодейские императоры, на самом деле гонителями были лучшие из императоров, они выполняли свой долг перед универсальностью Империи, охраняли единственную универсальность не понимая христианства.»[3]. Например Марк Ульпий Траян, прозванный наилучшим, о котором есть западное предание, что его отмолил папа Григорий Великий из ада, хоть он и был явным гонителем христиан. И только св.Константин Великий смог эти две универсальности примирить – воцерковив Империю. Впрочем, такое взаимопроникновение имеет как положительные, так и отрицательные стороны для развития христианства, но это уже не тема настоящей работы. Рассмотрим более детально причины гонений.

III.            Недовольство христианами со стороны различных кругов общества.

Христианство пришло в Римскую империю в интересное с точки зрения религиозности время. Образованные круги Империи уже практически не верили в обычную традиционную религию, многие разделяли воззрения какой-либо из философских школ имеющих свои идеи о божестве и человеке в мире. Популярнейшая школа скептиков вообще говорила, что объективной истины нет, таким образом быть уверенным в правильности некого вероучения невозможно. На фоне этого в Империю приходили всевозможные учения завоеванных народов, так, например, греческий культ Зевса сливается с культом римского Юпитера. Но при том, как всегда и везде, простой народ был хранителем привычной веры предков. Ведь даже впоследствии, христианство сначала стало религией городов, а земледельцы — поганусы были еще язычниками. Потому и разные слои народа имели несколько различные причины для нелюбви к христианам.

Для языческого простонародья христиане были какими-то непонятными людьми, которые отказывались правильно совершать культ местных богов, по крови сами были из местного населения, и при этом жили с язычниками в одном городе. А если божество прогневается на христиан, понятно, пострадает весь город или народ. Соответственно, при любой эпидемии, буре, недороде и т.д. народное недовольство могло обрушится и обрушивалось на «не таких», в первую очередь на христиан. Кроме того, невнятные слухи о христианских Литургиях вызывали в язычниках отвращение и ненависть. Так, проф.Болотов пишет: «следует обвинение в так называемых “т и э с т о в с к и х в е ч е р я х” ; выражение это имеет связь с известной легендой о царе Тиэсте, который, желая испытать всеведение Юпитера, предложил ему зарезать собственного сына. Это – народное представление о таинстве евхаристии. Передавали, что христиане питаются какою-то кровью, следовательно, они закалают младенцев. Если же они и говорят о каком-то хлебе, то это значит только, что они посыпают младенцев мукою, чтобы убить их более смелою рукою. Третье—самое гнусное обвинение—в “э д и п о в с к и х с м е щ е н и я х” . В основе термина лежит известная легенда об Эдипе и его позорном браке с матерью. Основой для обвинения христиан в этом преступлении послужили вечери любви.»[4]. Учитывая закрытый характер богослужения, поверить в кровавые пиршества непонятных, отвергающих почитаемых божеств сектантов, было несложно, зная привычку к кровавым человеческим жертвам у соседних народов, да бытовавших и у римлян, хоть и в опосредованной форме, например гладиатуры: «Итак, гладиаторы — жертвы мертвецам, то есть самые настоящие покойники. … Если коротко: гладиаторы уже «ТАМ», на «том» свете. Подчеркну: не приговоренные к смерти, а те, что УЖЕ умерли. Отправится же гладиатор «туда» через час или через десять лет, не так важно, он уже «ихний», так сказать, с печатью Смерти на челе. Как писал христианин Тертуллиан: «То, что жертвовали умершим, считали служением мертвым».»[5]. Как и поверить в то, что вечеря любви это просто развратная оргия, тем более это было привычной формой некоторых культов. Ну, какая любовь, если нет оргии, если прямо говорить, в простом понимании простеца. Но при том шок вызывало участие в «вечерях любви» не просто каких то блудниц, а достойных семейных женщин, чего нравственность Рима, ценящая семью не воспринимала. Атеисты (не почитают богов Рима), приносят детей в жертву, блудят… Понять неприязнь римлян несложно.

Как мы видим, поводы к ненависти к христианам у языческого простонародья были вполне весомые, пусть и основанные на неверной информации. Что же думали образованные люди? Для них, воспитанных на высотах философской мысли, изучавших Платона с его кристально чистыми идеями о божестве и негативным отношением к материальному миру, христианство казалось шагом назад, чем-то извращающим построения платоников и иных философов. «Образованные люди, или так называемые философы, почитали, по своей ученой гордости, суеверием святую веру в Господа, по неизреченной любви пострадавшего за человеческий род на кресте. А видя, с какою твердостью христиане переносят свои страдания, говорили, что это слепой и вредный фанатизм. Даже такие ученые, как Тацит и Плиний Младший, называли христианство суеверием: первый ―пагубным, второй – ―грубым и безмерным.»[6]. И ведь действительно, и сегодня христиан обвиняют в «приземленности» идеала, в нежелании рассуждать об абсолютах и духах в отрыве от реальности. Но эта приземленность и есть один из признаков истинности Христова учения и Его Самого. Только настоящий Бог, а не выдуманный идеальный, мог бы воплотится из любви к людям.

Иногда и христиане своими фанатичными поступками прямо возбуждали ненависть остального населения. Иногда фанатики разрушали статуи в храмах или иные предметы почитания. «Ненависть к язычеству у многих христиан не останавливалась и на этом. Она простиралась до воспрещения учиться музыке, живописи и даже содержать школы, так как каждое из этих занятий могло иметь отношение к языческой религии, так как школьный учитель волей-неволей должен был объяснить имена, генеалогию, похождения языческих богов… Войну, например, они считали за нечто несоответствующее достоинству христианской любви и уклонялись от несения военной службы.»[7]. Как могли реагировать образованные римляне выше всего ценящие гражданское мужество, в том числе воина, и свою цивилизацию, построенную на образовании и философии? Только жестоким осуждением христианства.

В итоге мы видим, что христиане казались чуждыми и ненавистными как простонародью, так и образованной элите римского общества по вполне объективным причинам. И спасал христиан от народного самосуда в первую очередь Закон Рима.

IV.            Власть государства распространяется на все в жизни граждан, конфликт религий есть конфликт с государством.

Все в Риме стремилось происходить по закону. Рим вообще был крайне правовым государством, не просто так идея о праве современной цивилизацией унаследована от Рима. Но ведь законы могут быть разными… И если от самосуда толпы закон оберегал всех, в том числе и христиан, то были объективные причины, почему тот же закон преследовал христиан. Тут было два направления. Были законы и правительственные указания старых времен, под которые христиане подпадали просто своей особенностью, а были другие составленные специально для организации преследования христиан упорядоченным образом. Впрочем, иной раз гонения были вызваны самодурством тирана-императора, таковы гонения при Нероне.

В Риме дела религии, культа были делом государственным. А закон не судя личные убеждения, весьма строго относился к действиям, в том числе участию в общественном культе. Таким образом, если было положено участвовать в неком государственном культе, все кто не участвуют в нем, законно обвинялись в противодействии государству. А христиане, разумеется, не участвовали. Но, можно задать вопрос, ведь в Риме было множество культов! Почему же страдали христиане? Культов было действительно много, но были ограничения на их существование в самом Риме. Кроме того, культы считались законными те, что имели древнюю историю и некий народ имеющий такой культ. Таким образом, например, иудаизм, при всей неприятности его для римлян, вполне признавался, так как был древним и имел народ-носитель. И культ в любом случае должен был бы позволить Сенат Рима соответствующим актом на основании такого рода рассуждений. А христианство было новым, не имело своего народа, а пополнялось за счет миссии. И, понятно, отправление неразрешённого культа есть непослушание властям. Т.е. государственное преступление сродни измене. Таким образом, консервативный Рим признавал христианство не за одну из законных религий, а за вредную НОВУЮ секту иудаизма. Которую полезно истребить.

Такую логику демонстрирует пример:  «Как ни мало симпатично было иудейство, напр., Цельсу, но при сравнении с христианством он отдает евреям преимущество. “Иудеи составляют особую народность и, установив свои местные законы, и до сих пор держатся их. Они хранят религию, какую ни есть, но все же свою отечественную, и в этом отношении поступают как все прочие люди; потому что всякий держится своих национальных обычаев. Да так и должно быть: нельзя же каждому рассуждать по своему, как ему на ум пришло, а нужно соблюдать законы, установленные для целого общества. Все страны в свете издавна подчинены своим правителям и должны руководствоваться их установлениями; разрушать местные исконные учреждения было бы беззаконием” (Orig. с. Cels, У, 25)). В христианстве Цельс видит партию, отделившуюся от своего национального корня (иудейства) и унаследовавшую от него наклонность к раздорам. Если бы, думает Цельс, все люди захотели сделаться христианами, то сами христиане не захотели бы этого. При таких взглядах римское государство могло лишь поддерживать иудеев в борьбе их против христиан, видя в последних ренегатов иудейства.»[8].

Кроме того, в процессе развития Римской Империи возник культ гения (духа хранителя, если так можно назвать) Императора. Полагалось и ему отдавать определённые ритуальные знаки внимания. И было это делом государственной верности, сродни с современным отношением к флагу и иной символике. Необходимо было в определенных случаях воскурить изображению императора ладан, а если этого не сделать выходит непоклонение императору – оскорбление государства. А за такое полагается казнь. Все опять же логично. И необходимы были не молитвы за императора, которые готовы были возносить христиане, нет, нужно было формальное поклонение императору как божеству. Пусть в божественность и мало кто верил всерьез. Но если не соблюдена форма обряда, преступник будет наказан именно за несоблюдение формы, а не за то, что он думал при этом.

Ко всему этому можно добавить экономические вопросы, так в местах, где было много христиан, терпели убытки изготовители идолов, кумирен, заготовители жертвенных животных. А все это серьезная часть экономики, и власти защищая ее, обрушивались на христиан.

Почему же тогда, раз христианство было явно противоправной относительно права Рима религией, гонения не были столь страшны, что бы уничтожить всех христиан в Империи? Дело в том, что все-таки вопрос христиан не считался, как правило, важным. И происходило очень нам знакомое – закон есть, а вот соблюдать его или нет вопрос ситуации и воли властей. И, из соображений гуманизма, лучше не особо соблюдать. Кроме того обвинение должно было быть личным от человека на человека. Т.е. должен был найтись некто обвинивший христианина и доказавший в суде вину. Тогда правосудие работало.

Специальные указы императоров направленные уже специально против христиан не стремились к поголовному уничтожению людей. Были указы против новообращенных, а воспитанным в христианстве с детства позволялось жить дальше. Были против руководителей, страдали епископы и священники, но не миряне. Были против книг, страдали опять начальствующие в общинах и книгочеи. Так, был момент, когда вполне можно было собираться для богослужений: «Так, некоторые думают, что Галлиэн объявил христианскую религию дозволенною: ничуть не бывало. При Галлиэне пользовались полною безопасностью “loci religiosi”, места, куда собирались для молитвенных собраний, и на христианские собрания смотрели, как на законные. Не нужно было издавать никаких законов касательно христианских собраний….»[9]. А император Траян веля казнить христиан только за то, что те христиане (за одно имя), приказал их ни в коем случае не разыскивать. Т.е. обвинение должно было быть от частного лица и только тогда власти реагировали. И могли взять обвиненного христианина прямо из общины, но не тронуть более никого – ведь на тех никто обвинения не сделал.

   V.            Заключение.

Как мы видим, гонения на христиан были вызваны не какой-то особой злобой римского народа или правительства, а совершенно необычными свойствами самого христианства, которое даже в веротерпимом Риме слишком сильно было «не от мира сего» для мирного сосуществования в обычном римском культурном и правовом поле. Даже если отбросить ошибки самих христиан, необычностей в их поведении было слишком много, отказов в повиновении государственному устройству тоже слишком много, что бы эллинистический Рим смог мирно уживаться с христианством. Но когда Константин Великий нашел место для христиан в правовом поле Империи ситуация сразу изменилась. И языческий формальный культ оказался заменен живой религией христиан. И только спустя столетия возникла теория симфонии духовной и светской власти.

Нам же из истории стоит сделать несколько выводов. Христианство всегда противостоит обыденному миру. И мир всегда может принять вполне невинные на первый взгляд законы, которые поставят настоящее христианство вне закона. Например, потребовать неосуждения смертных грехов и допускать до Таинств таких грешников без покаяния. Что бы не было оскорбления таких грешников от верующих. Например: «Шведский суд приговорил пастора-пятидесятника Оке Грина к месяцу тюремного заключения за негативные высказывания о гомосексуалистах во время проповеди.»[10]. Как бы не относится к ереси пятидесятников, но проповедовать против гомосексуализма священник обязан – осуждая в числе прочих грехов.

И тогда вернутся не гонения 20ого века, по природе иные, а нечто вроде гонений первых веков – будет можно все, даже христианские ереси, но только не само христианство. Нужно также сделать вывод, что и нездоровый фанатизм верующих, происходящий вне учения Церкви не только вреден им самим, но и приносит вред Церкви, вызывая обоснованный гнев внешних.

 
Список литературы

 

Источники:

  1. Петр Смирнов, прот. История Церкви.[Электронное издание].– Свято-Троицкая Православная Миссия, 2004 г.– эл. опт. диск (DVD-ROM).
  2. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан.–СПб.:Издательство Олега Абышко, 2006.
  3. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т.2.–СПб.:Типография М.Меркушева, 1910.

 

Исследования в художественной форме:

  1. Валентинов А. Спартак.–URL http://knigger.com/texts.php?bid=1492&page=51. Дата обращения: 10.03.2012.

Интернет звукозаписи:

  1. Махнач В.Л. Лекция о Византии, ч.1 (Рим ч.1) [Электронная звукозапись].–URL http://www.radonezh.ru/author/41/audio/684.html. Дата обращения: 01.03.2012.

Новостные сайты:

  1. Пастор попал в тюрьму за осуждение геев во время проповеди./newsru.com.[Электронный новостной ресурс].–URL http://www.newsru.com/religy/02jul2004/lesbians_gays_court.html. Дата обращения: 14.03.12.

 

[1] Махнач В.Л. Лекция о Византии, ч.1 (Рим ч.1) [Электронная звукозапись].–URL http://www.radonezh.ru/author/41/audio/684.html. Дата обращения: 01.03.2012, 6мин.

[2] Там же, 10 мин.

[3] Там же, 11 мин.

[4] Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т.2.–СПб.:Типография М.Меркушева, 1910, С.11.

[5] Валентинов А. Спартак.–URL http://knigger.com/texts.php?bid=1492&page=51. Дата обращения: 10.03.2012.

[6] Петр Смирнов, прот. История Церкви.[Электронное издание].– Свято-Троицкая Православная Миссия, 2004 г.– эл. опт. диск (DVD-ROM).

[7] Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан.–СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006, С.46.

[8] Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т.2.–СПб.: Типография М.Меркушева, 1910, С.21-22.

 

[9] Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, т.2.–СПб.: Типография М.Меркушева, 1910, С.28-29.

 

[10] Пастор попал в тюрьму за осуждение геев во время проповеди./newsru.com.[Электронный новостной ресурс].–URL http://www.newsru.com/religy/02jul2004/lesbians_gays_court.html. Дата обращения: 14.03.12.

 

/работа 2012 года/

Источник: aquashar.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *