Подготовка к крещению – обучение или мистический опыт?

(статья 2012 года)

Введение.

Сегодня мы часто слышим о необходимости подготовки людей приходящих ко святому крещению. Этот вопрос действительно очень важен, ведь в Церкви само таинство всегда воспринималось не как первый шаг ко Христу, но как финал процесса обращения язычника, введение язычника в Церковь Христову как полноправного члена — верного. Но во всех призывах к подготовке основное внимание уделено образованию, a не подготовительной мистической духовной жизни готовящегося ко крещению. Цель настоящей статьи – рассуждение именно о такой подготовке кандидата в христиане — оглашенного.

За время советского периода жизни России сложился обычай крестить всех желающих по самому факту такого желания. Есть даже популярная на приходах и у части священства мысль, что нужно обязательно всех крестить, ведь некрещеный точно погиб, а крещенного Господь как-нибудь спасет.[1]  Но священноначалие русской Церкви многократно призывало к проведению обязательной подготовки ко крещению для взрослых. Готовящемуся к Таинству человеку предлагается усвоить некоторые знания, поучаствовать в беседах, прочитать учебный материал[2]. И после этого приступить к самому Таинству. На первый взгляд это хорошо, это явно лучше, чем крестить совсем без подготовки. Но обратимся к опыту Церкви, посмотрим, в чем заключалась подготовка в старые времена.

Исторический опыт.

К концу 3 века сложилась двухэтапная практика подготовки. Сначала человек был только «вопрошающим», то есть  начинающим учеником, которого учили наставлениями. Потом через специальные обряды, несколько различные в разное время и в разных общинах, его делали «оглашенным».[3] На обоих этапах была своя молитвенная жизнь готовящегося, но различная, первых на Литургию не пускали. Оглашенный, по бл.Августину, уже считался христианином, но еще не «верным», не тем кто участвует в Литургии Верных и причащении. Конечно, такая сложная практика была возможна при достаточно длительном периоде подготовки, сегодня вряд ли возможном.

Св.Ипполит Римский[4] дает детальное описание подготовки ко крещению. Подготовка длилась до 3 лет, заключалась в обучении Слову, но не только. Оглашаемые молились на Литургии стоя отдельно от верных. Наставники оглашённых не только их обучали, но и молились с возложением на них рук особыми охранительными молитвами, причем это делали и пресвитеры и наставники из мирян. А приходя ко крещению они давали отчет за свою жизнь в язычестве и во время подготовки. Оглашенный должен был жить как христианин по делам своим. А если он погибал от гонений до крещения, то считался полноценным христианином.

Впоследствии, после Миланского эдикта 313 года и прекращения гонений, а особенно после последующих указов, делающих христианство фактически государственной религией Рима, в Церковь хлынуло множество людей, ищущих различных выгод. Но выгоды эти возникали при любой степени принадлежности к христианам, потому множество людей не желали крестится и оставались оглашенными. Кроме того желание омыть разом все грехи вызывало практику крещения перед смертью, так крестился сам Константин Великий. Многие святые крестились в зрелом возрасте будучи оглашенными с младенчества. Впрочем, такая практика не имела никакого одобрения в Церкви и людей призывали ко крещению.

В результате борьбы с затягиванием состояния формального оглашения, и желанием родителей христиан ввести детей в Церковь, постепенно большая часть населения крестилась во младенчестве, так как их родители были христиане. Да и в пронизанном христианством государстве, каким была Византия, а впоследствии и Россия, даже оставшиеся язычники знали основы учения Церкви, то есть были почти оглашенными. Потому  в их случае оглашение сократилось, обычно до 40 дней перед Великой Субботой, когда их  крестили.

В Российской Империи тоже было не принято крестить взрослых людей без подготовки. И такая подготовка длилась 40 дней, (согласно постановлению 20 февраля 1840 года Святейшего Правительствующего Синода). А иногда и больше, по усмотрению архиерея. Св.Николай Японский оглашал около года. И только в советское время по причине тяжелых условий церковной жизни и невозможности обучения началось крещения по факту такого желания. И такая практика породила народное обоснование для нее – крестить надо всех, готовить не нужно, иначе может отказаться от крещения, испугавшись трудностей, а значит погибнуть. В отличие от древних времен, некоторых людей не слишком заботит ответственность за христианское использование полученных в крещении и миропомазании даров.

Рассмотрим современную форму подготовки и крещения.

И в современном требнике есть специальный чин «Молитва во еже сотворити оглашенного»[5]. Но обычно в современной практике этот чин прямо предшествует чину крещения, они совершаются сразу один за другим. Даже в том случае, когда есть подготовка человека путем бесед. И сегодня на Литургии возносится ектенья об оглашенных, родственная древней молитве катехизатора, после чего им повелевается выйти из храма, но мало где есть сами оглашенные, которым нужно уходить. Занимающиеся на беседах, эквивалентны древним «вопрошающим», то есть людям на первой фазе подготовки, до оглашения.

Проходящий обучение на курсах подготовки без молитвенного оглашения мало  отличается от человека самостоятельно изучающего основы христианства. Много ли можно дать за 3-5 бесед, обычно рекомендованных различными пособиями? Да и не все люди, особенно в возрасте, готовы к принятию теоретических знаний. Кого-то быстро рассказанные заповеди и правила поведения в храме, без объяснения, почему надо так, а не иначе, могут даже оттолкнуть от Церкви, что известно из рассказов катехизаторов. Но при том, все крещеные должны  стать воцерковленными христианами, практикующими, а не просто номинально крещеными.

Иногда и сегодня пастыри готовят ко крещению не только теоретически, на беседах, но и практически, литургически. Требуют поста перед крещением (например так делал о.Даниил Сысоев), крестят перед Литургией, как этого требует Номоканон. На некоторых приходах происходит полный чин оглашения задолго до крещения и на Литургии присутствуют оглашенные. Но это бывает не часто.

Например, встречается такая схема оглашения. Люди желающие креститься в начале Великого Поста приходят на особые беседы раз в неделю. Первый такой приход подобен обращению к епископу в древней Церкви о намерении стать христианином. На беседах им рассказывают основы вероучения, говорят о таинствах, учат понимать Символ Веры. На второй или третьей беседе ведущий священник спрашивает – точно ли будут креститься? И если ответ утвердительный, то совершает над  занимающимися чин оглашения. После чего приглашает на обязательное участие в Литургии как оглашенных, дает минимальное молитвенное правило. Состояние до чина оглашения подобно древним «вопрошающим», а после – оглашенным. Продолжаются беседы, начинается литургическая жизнь просвещаемых, молитва верных за них в храме, их бегство на возглас диакона «оглашенные изыдите!». На Страстной Седмице оглашенных экзаменуют по Символу Веры. Исповедуют за всю жизнь. И утром Великой Субботы крестят. После чего новоначальные в белых рубахах, со свечами стоят на службе Великой Субботы и на службе Пасхи, а если есть возможность и на Светлой Седмице. И причащаются на каждой Литургии. После чего начинается обычная жизнь христианина, хотя возможно и продолжение обучения.

Отличия бесед и оглашения.

В чем же разница, между состоянием оглашенного и состоянием просто готовящегося ко крещению на беседах? Автор был когда-то оглашенным и опирается, в том числе и на свой опыт. Оглашенный это человек, который еще не вошел в церковную ограду, еще не принял крещение. Но при этом, своим согласием с молитвой священника о «сотворити оглашенного»  он говорит всему миру видимому и невидимому – «я хочу быть христианином! Я отрекаюсь от дел неправды, которые я делал язычником или атеистом!». Оглашенный молитвенно участвует в Литургии, конечно в Литургии Оглашенных, но он еще до своего крещения начинает врастать в литургическую жизнь.

Объявление себя кандидатом в христиане, особенно в случае прихода в Церковь из какой- то оккультной или языческой секты, вызывает мощнейшие искушения от духов злобы. Оглашенный еще не вполне христианин и более открыт для таких нападок, особенно если чин отречения от сатаны читается отдельно. Так мыслила и древняя Церковь, смотрим на молитвы наставника у св.Ипполита, это как раз молитвы экзорцизма, защищающие оглашенного от бесов[6]. Оглашенный на практике познает необходимость личной молитвы и молитвы Церкви, когда он стоит пред амвоном и все верные молятся за его сохранение и просвящение в конце Литургии Оглашенных. И весь этот опыт духовной жизни он приобретает еще до своего крещения. По этой причине автор считает слишком тяжелым для оглашенного оглашение более 2-3 месяцев – если будут сильные искушения можно не выдержать.

Древние оглашенные часто были лучшими христианами, чем многие из нас, вроде бы верных. Но это было связано не только с эпохой гонений, в России еще большие гонения недавно закончились, не только с их знаниями, полученными на беседах. Просто они уже в состоянии оглашенного были в опыте научены основам христианской практики: молитвы, молитвы на Литургии, поста, милосердия и т.д. Им совсем малого недоставало, что бы стать полноценными христианами – собственно крещения. А сегодня даже после бесед новокрещеный, как правило, не имеет опыта Литургии, молитвы, духовной жизни христианина. И осваивает все это после крещения, а иной и не осваивает, не понимает необходимость всего этого и остается в лучшем случае исполнителем обрядов.

Чем еще хорошо получить опыт духовной жизни в оглашении? Во время таинств крещения и миропомазания, человек  омывается от греха, получает особые дары Духа Святаго. Становится иным человеком – христианином. Но к любым дарам, как известно, нужно быть готовым, дабы их не растратить. Так, если человек подведен ко крещению в полном опытном осознании необходимости покаяния, уже знает не просто список грехов, но молитвенно осознал свои личные грехи, то он омывшись в водах крещения получает возможность более их не совершать. Для этого есть и особая исповедь перед крещением. А не знающий о себе – совершит по инерции. И запачкается обратно. Можно сказать, что стартовые условия крещеного после мистического оглашения позволяют ему лучше усвоить дары, совершить меньше ошибок, повторить меньше отброшенных в крещении грехов. И с много большей вероятностью войти в Церковь, а не стать почти сторонним человеком, пусть и крещеным.[7]

С социальной точки зрения наличие в храме всем известных оглашенных тоже полезно и им и прочим прихожанам. Ведь все видят своих будущих братьев и сестер. Видят их трудности, особенно если они сильные и заметные. Радуются за них, когда произойдет крещение, которое  будет торжеством всей общины, а не частной требой крещаемого и его друзей. Особенно если использовалась специальная крещальная Литургия[8] или крещение произошло до Литургии и на Литургии бывшие оглашенные стоят со свечами, в белых рубахах, как было некогда принято. Все это облегчает врастание в жизнь прихода, дает незаменимый опыт важности и серьезности крещения. Событие становится важнейшим переживанием, а не почти формальной требой, как иной раз бывает.

Выводы.

Практика оглашения давала, в первую очередь, мистический опыт вхождения в Церковь. Опыт медленного, с тяготами, возрастания от язычника до новоначального христианина. Не только знания азов догматики или благочестия, но, кроме этого, еще и практической духовной жизни, опыт молитвы и Литургии, иной раз даже опыт духовной брани. И опыт такого же медленного вхождения в приход, знакомства с братьями и сестрами. Новокрещеный с таким опытом уже не чужой человек на приходе и молитвенный участник Литургии. Возможно, нужно призывать не только к обязательному научению Словом, но и к обязательной молитвенной и литургической жизни оглашенного?

 


[1] См.например:  «Однако среди духовенства продолжает бытовать мнение, о том, что если люди просят совершить Таинство, то надо тотчас исполнить просимое не утруждая их предварительной подготовкой, а дальше произойдет все само собой, без всякой дальнейшей помощи.» (Маркел, еп. Зарайский. – URL http://www.patriarchia.ru/db/text/1321003.html)

[2] См.например: «Принятию церковного Таинства ─ крещения, бракосочетания ― должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования, хотя даже такая беседа лучше, чем отсутствие всякой катехизации.» (Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы.– URL http://www.patriarchia.ru/db/text/969773.html )

[4] По: Ипполит Римский, св. Апостольское предание.

[5] Требник.

[6] По: Владимир Хулап, прот. Подготовка ко крещению в Новом Завете.– URL http://azbyka.ru/dictionary/14/hulap_katehumenat_v_istorii_tserkvi-all.shtml

[7] Автор проходил оглашение в группе из 4 человек и уверенно знает, что 3 человека через год были постоянными прихожанами различных храмов. То есть затраченные усилия на подготовку со стороны священства вознаградились появлением постоянных прихожан. Может быть лучше потерять нескольких пришедших на требу, чего боятся иные настоятели, но получить прихожанина понимающего нужды прихода?

[8] Последование Крещальная Литургии.– ПСТГУ. 2002.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *