Святоотеческое учение о молитве в применении к практике мирян.

На серьезном, рецензируемом богословском сайте http://www.bogoslov.ru/about.html опубликовали мою статью «Святоотеческое учение о молитве в применении к практике мирян.»

Пока даю ссылки на первоисточник, но если читателям будет удобней читать сразу отсюда — могу опубликовать. Все вопросы и замечания — в комментарии.

http://www.bogoslov.ru/text/4699413.html — 1 часть
http://www.bogoslov.ru/text/4714298.html — 2 часть
http://www.bogoslov.ru/text/4725737.html — 3 часть

 «Святоотеческое учение о молитве в применении к практике мирян.»

Автор: иерей Александр Заплетин

 

Поскольку сайт bogoslov.ru иногда недоступен, публикую текст здесь.

1.     Введение.

Одна из основных задач священника — пастырское окормление своих прихожан, что не ограничивается заказными требами, совершением уставных богослужений и приемом исповеди. Кроме всего этого, окормление — это и учительство, руководство, ведение людей в Царствие Небесное[1], указывая путь и поправляя ошибки прихожан на этом пути. И если о нравственных требованиях, милосердии, посте говориться много проповедей, в воскресных школах изучается богословие и Священное Писание, то о таком важном вопросе как индивидуальная молитва, говориться достаточно мало. И это сложнейшее, по словам многих святых, искусство люди изучают по книгам разной полезности самостоятельно. Либо от них требуется выполнение некого обобщенного комплекса молитв, то что называется молитвенным правилом (утренним, вечерним, ко причащению и т.д.), часто без внимательного приспособления к духовной мере и образу жизни прихожанина, отвечая на вопрос «что читать», но не отвечая со всей обстоятельностью на вопрос «как читать». Это не очень хорошо, так как далеко не все прихожане способны к самостоятельному обучению по книгам, нет гарантированной обратной связи между пастырем и прихожанами, которая позволила бы вовремя скорректировать молитвенную практику.

Молитва, как учили св.отцы, дело сложное, чреватое опасными ошибками, и бесконтрольное изучение аскетической литературы может быть опасно для духовной жизни прихожанина.  Книги святых, описывающие молитвенные практики в большинстве писались для опытных монахов, писались давно и использовали образы и сравнения не всегда понятные нашим современникам. Представляется полезным рассмотреть основные пункты обучения молитве, основные опасности, выработать разумную технику безопасности. И сделать это сообразуясь не с возможностями опытного подвижника-инока, но c возможностями прихожанина-мирянина, его духовной мерой, его мирскими попечениями. От новоначального, только что вошедшего в Церковь, до освоившегося в Церкви мирянина. Рассмотреть святоотеческий материал о молитве и обобщить его в помощь приходскому пастырю для его проповеди и назиданий.


2.     Общие понятия о молитве и их приложение к практике     мирян.

 

2.1.                    Что такое молитва? Определения  Св.Отцов.

 

Для того чтобы рассуждать о правильном молитвенном делании, нужно сначала понять, что такое молитва. Дать определение. В некоторых святоотеческих трудах, в Писании, такого определения нет, так как подразумевается, в общих чертах, что понимание молитвы имеет даже язычник, а не только христианин. Но в наше время такой очевидности нет. И во все времена общенародное понимание молитвы могло быть и неверным.

Подберем несколько определений от авторитетных авторов – святых отцов и подвижников благочестия, говорящих о молитвенном делании. Начнем с самого, наверное, известного аскетического автора последних столетий, создавшего целую аскетическую систему – свт.Игнатия Брянчанинова:

«Молитва — обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва — плач падшего и кающегося человека перед Богом. Молитва — излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред богом…. Бог есть единый источник всех истинных благ. Молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ — Бога, — усвояет их тому человеку, который молитвой старается пребывать в общении с Богом.»[2]. Святитель начинает с прямого определения, что есть молитва, и продолжает, раскрывая читателю значимость молитвы и ее действие.

Св. Иоанн Лествичник дает определение: « Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом;…»[3] .

Другой аскетический автор 19 века – свт.Феофан Затворник тоже дает схожее определение: «Начатки молитвы полагаются в самом обращении, ибо молитва есть устремление ума и сердца к Богу…»[4].

Подвижник, ученик св.Силуана Афонского – арх. Софроний (Сахаров) тоже дает определение: «Молитва есть бесконечное творчество, высшее всякого иного искусства или науки. Чрез молитву входим мы в общение с Безначальным Бытием. Или иначе: жизнь Само-сущего Бога входит в нас по этому каналу. Молитва есть акт наивысшей мудрости, всепревосходящей красоты и достоинства. В молитве — святое упоение нашего духа.»[5].

«Молитва есть беседа ума с Богом»[6], говорит ранний учитель аскетики авва Евагрий, чье догматическое учение было осуждено, но чьи аскетические книги весьма ценились.

Что общего у этих, во многом различных, определений? В чем святые и подвижники единодушны? Можно вывести общее определение, самое важное в молитве: молитва есть общение, связь, соединение с Богом.

Все остальные свойства молитвы, ее сложность, величие, важность, то, что молитва есть искусство из искусств, самое великое и сложное; все это можно выводить из этого важнейшего определения.


2.2.                    Сравнение монашеского и мирского пути христианина с точки зрения возможностей в молитвенном совершенствовании.

 

Какие задачи стоят перед христианином? Глобальная задача – спасение. Но что она означает? Св.Афанасий Великий говорит: «…Божие Слово. Оно вочеловечелось чтобы мы обожились; Оно явило Себя телесно, чтобы мы приобрели себе понятие о невидимом Отце; Оно претерпело поругание от людей, бы мы наследовали бессмертие.»[7]. Значит, Бог хочет, что бы мы обожились, соединились с Богом по благодати, для указания же пути Он даровал нам Свои заповеди, а опыт многих столетий стяжания благодати дал Церкви еще и аскетические методы.

В процессе исторического развития Церкви выделились два основных пути человеческой жизни: путь мирянина и путь монашествующего. Эти пути говорят о различии способа жизни, разных попечениях. Даже разница между лаиком (верным, прихожанином/монахом) и священнослужителем не говорит об ином жительстве: женатый священник живет в тех же обстоятельствах, что и его мирская паства, а иеромонах живет в том же монастыре, что и его чада — простые монахи.

Поскольку основные труды св. отцов, рассказывающие о молитве, писались для назидания монахов, нужно понять какие отличия есть у мирянина и монаха в образе жизни, в возможности молитвенного совершенствования. И поняв это различие, можно будет разумно брать некоторые советы монашествующим, которые окажутся годными и мирянину.

Кто такие миряне? Миряне – это люди, живущие посреди мира, живущие, как правило, в браке. Какие особенности у такой жизни можно выделить?[8]

  • От мирянина напрямую зависят иные люди – его ближние. Жена, дети, родители. Он обязан о них заботиться, зарабатывать на жизнь, тратить время на семейные потребности. Все это во исполнение заповеди о любви к ближнему, ведь кто ближе семейных?
  • Мирянин живет в семье, имеет жену. Что, с одной стороны, упрощает борьбу с блудными страстями, дает необходимое человеческое общение, с другой – вызывает необходимость приспосабливаться к другому человеку для совместной христианской жизни.
  • Взрослый мирянин в наше время работает, что занимает у него большую часть времени и сил. В обычном случае это занимает 9 часов (работа с перерывом), более 1-го часа дорога на работу и обратно и так 5 дней в неделю. Выходит, минимум 10 часов в день, часов максимального напряжения сил и ума – это работа согласно трудовому кодексу, часто много больше. Кроме этого, необходимо делать работы по дому (ходить в магазины, играть с детьми, готовить еду, убирать жилье и т.д.), что тоже занимает определенное время. Вывод – мирянин живет в постоянном дефиците времени даже на основные мирские попечения, часто «занимает» время у ночного сна.
  • Мирянин является прихожанином некого храма. Несмотря открытие множества храмов, их все равно весьма мало. Храмы «шаговой доступности» для многих отсутствуют. Во многих случаях прихожанин едет на службу на значительное расстояние. На одного священника приходиться множество прихожан. Например, в Санкт-Петербургской митрополии менее 800[9] священников на более чем 7 миллионов жителей, большинство из которых крещены в православие. Все это делает практически невозможным для большинства пастырское наставничество в размере большем проповеди и исповеди.

 

Можно в целом сказать, что жизнь мирянина связана с житейской суетой, постоянным вредным конфликтным контактом с разнообразными людьми, объективным недостатком времени и сил на духовную работу. Мирянин во многом связан своей семьей, своими обязательствами и долгом пред близкими. Это может быть как его путем к Богу, носимым крестом, так и сильнейшим искушением.

А кто такие монахи? Св. Игнатий Брянчанинов дает хорошее определение: «Монахи суть те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвою — добродетелию, высшею всех добродетелей, чтоб посредством нее соединиться воедино с Богом, как сказал Апостол: “Прилепляйся Господеви бывает един дух с Господом”. А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова, то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии»[10].

Существуют различные формы жительства монахов: «… общежитие, скит, безмолвие, отшельничество, затвор, пустынножитие означают собою разные роды иноческой жизни Иноческим общежитием называется сожительство более или менее многочисленного собрания иноков, имеющих общее богослужение, общую трапезу и одежду, находящихся в заведовании одного настоятеля. Безмолвием называется сожительство двух или трех иноков в отдельной келлии, жительствующих по взаимному совету или по совету старшего, имеющих общую трапезу и одежду, отправляющих в течение пяти дней богослужение в келлии, а в субботу и воскресение приходящих к общественной службе в церковь Отшельничеством называется жительство инока наедине.»[11].  Но в общем виде, по крайней мере для монахов, учащихся своему монашескому образу жизни, есть общие особенности[12]:

  • От монаха, если он не имеет особо важных послушаний, например настоятельского, ближние зависят мало. От отшельника вообще не зависят.
  • У монаха нет семьи, что убирает все связанные с этим попечения. Монах даже ослабляет (иногда рвет) связь с родителями и иными родственниками. Например, история: «Один из отцев разсказывал об авве Пимене и братиях его: когда они жили в Египте, мать их желала увидеть их и никак не могла. Заметив, что они идут в церковь, она встретила их, но они, увидев ее, возвратились и затворили дверь пред лицем ея. Она же, плача и рыдая, кричала пред дверью: дайте посмотреть на вас, дети мои возлюбленныя!»[13]. Аввы желали встретить мать не в этом суетном мире, но в горнем, о чем ей потом сказали и чем обрадовали.
  • Монах живет в монастыре, в непосредственной близости к храму, что позволяет постоянно участвовать в богослужении. Либо, если он отшельник, у него особая манера регулярной длительной келейной молитвы.
  • Монах живет в условиях дисциплины, которая рассчитана для максимальной духовной пользы монаха. Есть определенное время на работу (послушания), есть на трапезу, на богослужение, на личную келейную молитву. Трапеза рассчитывается централизовано с учетом постов. Остается только принять со смирением такой распорядок жизни, нет нужды приспосабливать мирские обстоятельства к нуждам духовной дисциплины используя неизбежные компромиссы.
  • У монаха есть наставник – духовник. Который внимательно смотрит за его духовным состоянием и прогрессом, учит особенностям молитвенных практик. Вообще вокруг монаха находиться его собратья, люди верующие, есть у кого поучиться.
  • Монах, по крайней мере новоначальный, живет в строгом послушании своему игумену и духовнику, что, согласно множеству св.отцов — аскетов (св.Иоанн Лествичник, авва Дорофей, св.Исаак Сирин и т.д.), есть начало всякого совершенства.

При сравнении образа жизни, можно видеть, что жизнь монаха много более удобна для духовного совершенствования в молитве и богослужении, хотя имеет свои сложности, например отсутствие семьи, необходимость полного послушания. Но это не значит, что мирянин – это христианин второго сорта, просто его христианская жизнь отлична от жизни монаха. Соответственно, рекомендации о молитве рассчитанные на монаха часто невозможно прямо применить мирянину, а иногда они требуют творческого подхода, чтобы мирянин получил от рекомендаций пользу, а не вред, как бывает при попытке внешнему подражанию монашеской жизни.

Какие у мирянина ограничения?

  • Мирянин не может быть в полном послушании духовному наставнику. Поскольку он не может его постоянно видеть рядом с собой.
  • Мирянин, по крайней мере работающий и семейный, не может часто участвовать в богослужении, так как имеет множество попечений. Еженедельный поход в храм это некая достойная средняя норма. Впрочем, к старости, после выхода на пенсию, ситуация у многих меняется на почти монашескую. Сколь часто почти на каждой службе видно одних и тех же сияющих смирением старушек и стариков – главных молитвенников прихода!
  • Мирянину в попечениях весьма сложно выделить достаточный отрезок времени для длинных молитвенных правил.
  • Вокруг мирянина живут люди светские, мирские, искушения связанные с давлением нехристианской внешней среды для мирянина значимы. Намного меньше тех ближних, у которых можно чему-то духовно научиться.

Конечно, у монаха и мирянина в жизни одна и та же цель – быть со Христом, обожиться. Но в связи с разным образом жизни, приходиться в своей личной практике использовать несколько различные методы. В данной работе автор будет говорить о молитве, поскольку это важнейшая практика христианина – сама связь с Богом.

 

2.3.                    Этапы молитвы.

 

Любое сложное дело имеет этапы в процессе совершенствования. Человек сначала читает по буквам, потом по слогам, потом медленно и вслух, и только через годы начинает, и то не все люди, читать «про себя» многие сотни страниц за вечер, усваивая прочитанное.

Молитва дело более сложное и процесс обучения и совершенствования в молитве тоже состоит из этапов. Разные авторы, пишущие о молитве, давали несколько различную классификацию, но говорили об одном и том же пути развития. К сожалению, многие древние св.отцы писали очень образным языком, и хотя и говорили все о том-же пути и даже о тех же этапах, но столь образно, что свести их слова в классификацию по пунктам автору настоящей работы не получилось. Потому будут упоминаться авторы, давшие более-менее современный стиль классификации этапов.

Приведем несколько классификаций из разных авторов.

  • Св.Иоанн Лествичник пишет: «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее — в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу.»[14]. Пишет он для игумена монастыря, опытного монаха, а потому пишет этапы для опытных в молитве. 1ое – молитва в которой отогнали помыслы, 2ое – молитва с полным сосредоточением на ней, на словах и 3е – молитва соединяющая (восхищающая, поднимающая до) с Господом.
  • Знаток аскетики 19 века, св.Феофан Затворник пишет «Раза три говорил я вам о молитве: и той, когда читают молитвы со вниманием, и той, когда сами возносятся к Богу умом и сердцем, и той, когда непрестанно в горении духа предстоят Богу.»[15]. Святитель в своей работе «4 слова о молитве» дает понятным и ясным языком советы по молитвенному деланию и делит этапы, сообразуясь с нуждой обучения новоначальных. От особенностей чтения молитв по молитвослову, через личную молитву и до высшей формы молитвы – предстояния Богу.
  • Современный теоретик исихазма, арх. Иерофей (Влахос) описывает принятые этапы в делании Иисусовой молитвы: «В основном выделяются пять этапов. 1. Произнесение Иисусовой молитвы устами. Повторяя молитву вслух, мы одновременно стремимся сосредоточить внимание на ее словах. 2. Затем молитву принимает ум и произносит ее в себе; это и есть умная молитва. Вся она вновь заключается в слова, но сосредотачивается в уме. … 3. Затем молитва сходит в сердце. Сердце и ум объединяются и сливаются. Теперь внимание сосредотачивается на сердце и опять погружается в слова молитвы, главным же образом в имя Иисусово, которое является глубиной необозримой. 4. Молитва все более становится самодействующей. Она совершается, в то время как подвижник трудится, или же ест, или беседует, или находится в храме, или спит. “Я сплю, а сердце мое бдит” (Песн. 5, 2), — говорит Священное Писание. 5. Затем в душе ощущается божественный тихий огонь, который зажигает и веселит. В сердце вселяется благодать Христова. Устраивает обитель Святая Троица…»[16]. Арх.Иерофей пишет об особом виде молитвы – о Иисусовой молитве, техника которой особо разработана в традиции исихастов. Но Иисусову молитву практикуют не только монахи, но и миряне, потому она важна для настоящей работы.
  • Арх.Софроний (Сахаров), ученик св.Силуана Афонского, приводит классификацию аналогичную классификации арх. Иерофея: «Возможно установить некоторую последовательность в процессе развития этой молитвы:

1) УСТНАЯ: мы произносим молитву устами, сосредоточивая наше внимание на Имени и словах.

2) УМНАЯ: мы не двигаем устами, но произносим Имя Иисуса Христа и прочее содержание мысленно.

3) УМНО-СЕРДЕЧНАЯ: ум и сердце соединены в своем действии; внимание заключено внутри сердца, И там произносится молитва.

4) САМОДВИЖНАЯ: молитва утвердилась в сердце и без особого усилия воли сама произносится внутри сердца, привлекая туда внимание ума.

5) БЛАГОДАТНАЯ: молитва действует как нежное пламя внутри нас, как вдохновение Свыше, услаждающее сердце ощущением любви Божией и восхищающее ум в духовные созерцания. Иногда соединяется с видением Света.»[17].

С точки зрения классификации этот вариант удобней своей четкостью.

 

Все эти классификации видимым образом описывают единый процесс духовного развития в молитве, пусть и разными словами. Описания вполне единодушны тем более размытым образным описаниям, которые можно видеть у таких св. отцов, как, например, св. Исаак Сирин. Попробуем обобщить эти классификации.

  • Первая стадия молитвы – устная. Мы учимся читать вслух молитвы по молитвослову, осознаем постепенно смысл текста молитвы, а если практикуем Иисусову молитву, то учимся читать ее как некое заранее определенное правило, неспешно[18] произнося вслух устами ее определенное количество раз.
  • Вторая стадия – умная молитва, или молитва со вниманием ума к тексту. Основное здесь работа ума, осознающего в себе содержание молитвы. Сюда, видимо, можно отнести первую стадию молитв св.Иоанна Лествичника – молитва с отгнанием помыслов, что как раз требует внимания. При Иисусовой молитве уста уже не говорят, могут не говорить и при обычной молитве.
  • Умно-сердечная молитва. Дальнейшее развитие молитвы, когда молитва начинает действовать в сердце. Автор работы думает, что именно сюда можно отнести слова св.Феофана Затворника о молитве словами самого молящегося, идущими от сердца. Для большинства людей это уже весьма высокое достижение в молитве, дальнейшие этапы доступны в большинстве случаев лишь талантливым в этом подвижникам, обычно монахам.
  • Самодвижная молитва – молитва идущая «в фоновом режиме» в процессе обычной жизнедеятельности человека. Понятно, что при такой молитве, человек должен вести все время весьма возвышенную духовную жизнь, что весьма тяжело, особенно для живущего в суете мира мирянина. Обычно этот термин касается лишь Иисусовой молитвы, т.к. самодвижно, фоном, действует лишь краткая молитва, а не обычные объемные молитвословия.
  • Молитва благодатная. Вершина молитвенного делания. Предстояние Богу. Все приведенные отцы говорили о ней. Все делание молитвы ведет именно к этой высоте. Наверное, эпизодические состояния такой молитвы возможны для любого молитвенника, неважно какой молитвой он молиться, перескакивая этап самодвижной молитвы. Но укорениться в столь высоком состоянии может только опытный подвижник, которых в любое время были единицы во всем мире. Это вершина христианского совершенства.

 

Основными этапами, в которых полезно разбираться мирянину или пастырю мирян, понятным образом, будут первые три. Причем, особое внимание надо сосредоточить на устной и умной молитве, как той основе на которой, возможно, взойдут более высокие этапы. И которые являются основными этапами практики для большинства прихожан. Верное научение пастырем устной и умной молитве даст пасомым успех в их покаянии, богообщении и вообще в их христианской жизни.

 

2.4.                     Условия совершенствования в молитве.

 

Как любое сложное дело, молитва требует определенных условий. Эти условия могут быть связаны с внешними обстоятельствами, с помощью людей и с особенностями собственно молитвенного делания.

В общем виде, то, что полезно для духовного развития аскета, то полезно и для молитвы. Отцы-аскеты обращались в первую очередь к монахам, потому в данном параграфе будут приведены и условия важные монаху. Для чего? Для лучшего их осознания и поиска альтернативы в миру.

  • Многие древние аскетические труды начинаются с убеждения читающего в пользе послушания, оставления своей воли и преподнесения себя в полное подчинение опытному духовному отцу – авве, который, глядя на дух послушника, с высокой вероятностью приведет его к совершенству. Интересна здесь история из предисловия к поучениям аввы Дорофея про ученика этого аввы — Досифее[19], который за 5 лет достиг высочайшего совершенства именно за счет полнейшего послушания своему наставнику и отсечения своей воли.

Св.Иоанн Лествичник во многих словах призывает к оставлению мира и послушанию. Например: «Двумя сими добродетелями (т. е. уклонением от мира и отвержением своей воли) преподобное послушание, как златыми крылами, безленостно восходит на небо.»[20].

Многие истории из патериков говорят о послушании и отсечении своей воли. Вот 2 истории «Древнего патерика»:

«12. Авва Миос Киликийский сказал: послушание — за послушание: кто слушает Бога, того и Бог услышит.

  1. Авва Моисей сказал одному брату: стяжи послушание, от коего рождаются: смирение, терпение, великодушие, сокрушение, братолюбие, ибо сии суть — наши воинственныя орудия.»[21].

Но при всем том, при всей пользе иноческого послушания, совершенно очевидно – это послушание требует важнейших условий. Не всегда возможных, по словам св.Игнатия Брянчанинова и св.Феофана Затворника и в монастыре. Оно требует духоносного наставника. Оно требует истинного послушника, смиренного и готового учиться. И требует духовной любви меж ними, любви как дара Божьего. Такое послушание ничуть не похоже на послушание подчиненного своему начальнику, которое необходимо из дисциплинарных и административных соображений. Силой, связывающей авву и послушника, является не их статус, но Любовь, которая и стяжается в этом подвиге, а никак не уважение к статусу начальника. И аскетическое послушание в полной мере невозможно для мирянина. Нельзя отсечь свою волю в послушании духовнику и быть в миру, то есть обязательно принимать определенные решения самостоятельно. Потому лукавят те, кто редкий аскетический монашеский идеал пробуют распространить и на отношения обычного пастыря и его мирян.

Но для пастыря и мирянина возможны отношения ученика и наставника связанные такой же обоюдной духовной любовью. В которых нет отсечения воли и приказа в каждой мелочи, но есть отческий (или братский) совет и наставление. Потому столь хорошо иметь духовника для мирянина. Один современный пастырь называет такие отношения со своими духовными чадами «духовной дружбой», а самих чад «духовными друзьями».

  • Для монаха, как условие высшего совершенства, предлагается обязательным уход от суеты мира: «Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества, для получения тех благ, которые превыше естества»[22]. Или «Для того чтобы положить основание добродетели, лучше всего человеку держать себя в устранении от дел житейских и пребывать в слове света стезей правых и святых, какие Духом указал и наименовал Псалмопевец (см.: Пс. 22, 3; 118, 35).»[23].

Понятно, это то, чем принципиально отличен монах от мирянина – своим особым образом жизни вне дел житейских. Но и мирянин может помнить – чем меньше в его жизни бесполезной суеты[24], тем удобней ему будет совершенствоваться в молитве.

  • Важным делом является пост. Но суть поста не в простом воздержании от тех или иных видов пищи, но в особой подготовке тела христианина к более успешной молитве. Разные виды пищи по-разному действуют на человека, способствуют разным страстям при излишнем или недостаточном снабжении человека питанием и тем усложняют правильную молитву. Св.Игнатий Брянчанинов учит о посте : «Глава добродетелей — молитва; их основание — пост. Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостию в ней. Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка….»[25]. Пост нужен молитве: Марк Подвижник: «…так и мы, если поработив тело свое, большим вниманием к себе, не будем сеять семена молитвы; то выйдет, что мы потрудились против самих себя. Но может быть кто-нибудь скажет: если в молитв заключается главное дело правды; какая надобность в посте? Всячески большая: ибо как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние: так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом; то вместо правды принесем плоды греха.»[26]

И это соединение, гармоничное использование поста в меру с молитвой, так, что бы пост не виделся чем-то от молитвы отдельным, но именно условием и методом обеспечения правильной молитвы, автору работы видится весьма важным. Ведь сколько людей постятся только в рамках многодневных постов, попадают в больницу из-за вредности самой постовой диеты, когда она не одухотворена молитвой, но при том не воздержаны вне дней поста. Марк Подвижник пишет про неверный пост: «И не только от насыщения, но и от невкушения пищи вижу (бывающее) бедствие: ибо когда мы в течение многих дней не вкушаем пищи, то уныние, найдя себе в нас место, возстанет и будет бороть нас…»[27], то есть нужна разумная мера и в нем.

  • Дисциплина на молитве важна. Особенно регулярность молитвословий. «Предпочитаю правило легкое, но постоянно совершаемое, правилу трудному в начале, но скоро потом оставляемому»[28], говорил св.авва Матой. Это требование особо важно мирянам, которые не имеют внешней принуждающей дисциплины в виде монастырского устава, зато постоянно отвлекаемы попечениями. Отсюда можно видеть и нужду в индивидуально подобранном правиле, дабы оно без чрезмерных затруднений и к большой пользе могло исполняться мирянином.
  • Имеет значение и поза тела при молитве, поклоны и коленопреклонения. Человек состоит не только из души или ума, но и из тела. Позиция тела может помогать молитве, а может мешать, будучи чрезмерно неудобной или расслабляющей, навевающей неудобные для молитвы мысли. «Но и то ведайте, что как всякое дело требует своего труда, так и в молитве надо потрудиться, и даже преутрудиться, и телом, и паче духом. Телу — стояние, поклоны, молитвословие; духу — внимание, чувство, отрешение от всего и устремление к Богу, совместный труд!»[29]

Можно видеть, что молитва требует не только произнесения слов молитв, не только правильного сердечного устроения, но для обеспечения последнего нужны и сопутствующие приемы: разумный пост, положение тела – нужные телу; дисциплина и избегание суеты и соблазнов – нужные душе. А наличие наставника–духовника весьма полезно уму, и, как пример для следования, духу.

И даже из совета данного  преуспевшим инокам, вполне можно извлечь полезный урок мирянину или семейному священнослужителю, если не пробовать копировать способ жизни инока, но творчески приспосабливать совет к внешней жизни мирянина.

 

 

 

3.     Особенности молитвенной практики мирян: исследование вопроса

3.1.                    Рассуждение о домашнем молитвословии.

 

Для домашнего употребления чаще всего используются молитвы молитвослова. Они отобраны Церковью, собраны в правила, каноны, которые полезны и как гармоничный набор молитв, и как назидание молящемуся, узнающему из молитв тайны веры.

Иные люди недооценивают молитву по молитвослову «… Но на мой взгляд правило (молитвослова) это не молитва, это молитвословие (псалмопение), которое должно быть прочитанно со вниманием.»[30]. Но такая молитва, чтение Псалтири, молитва молитвослова и иных сборников молитв, это молитва деятельная, не менее нужная чем созерцательная[31], особенно при освоении начальных уровней молитвы.

Впрочем, св. отцы действительно различают молитву и пение псалмов и гимнов, хотя почитают важным и то и другое: «Которые поют не много, хорошо, думаю, делают, честь воздавая умеренности (ибо мера во всем прекрасна), чтобы, истощив всю силу душевную на деятельный труд псалмопения, ум не оказался малоусердным к молитве, не находя в себе сил для нее, но чтоб, немного поя псалмы, большую часть времени проводить в молитве. С другой стороны, когда ум стужит частым мысленным вопиянием и непрестанным водружением внимания его в молитву, справедливо давать ему некое отдохновение, отпуская его в простор псалмопения из утеснения в безмолвной молитве. Это прекрасный чин, это учение мужей премудрых.»[32]. Но, на уровне начальных степеней молитвы, вряд-ли можно на практике заметить эту тонкость различий содержания текстов.

Но все же, наверное, надо видеть различие между молитвами в храме, на богослужении, и молитвами келейными, домашними. Ведь молитва – это творчество человека. И богослужение, требуя четкой последовательности молитвословия, определенной манеры чтения, сужает возможности для творчества. Тогда как индивидуальное молитвословие позволяет добавлять свои слова в молитву некого святого (например, раскрывая более конкретно тот грех, в котором каемся), останавливаться в чтении, дабы подумать о прочитанном, как советует свт.Феофан Затворник, не отгонять покаянный плач,[33] если Господь его посылает.

И действительно, читающие на клиросе могут подтвердить – читать можно весьма долго и правильно, но молиться столь долго с необходимым вниманием и качеством удаётся далеко не всегда, молитва личная – дело более сложное.

Потому молитва личная столь важна и не может заменяться молитвой общественной, богослужебной. И не стоит, подражая благолепию богослужения в домашнем молитвословии стремиться к столь же чинному чтению или пению, но хорошо сосредоточиться на духовной работе и настройке сердца.

 

 

3.2.                     Отбор практик удобоисполнимых мирянином.

 

Даже будучи хорошо ознакомленным с трудами святых отцов, понимая основные принципы теории молитвы, в практическом использовании нужно видеть конкретные методики и принципы. Как и в любом ином деле.

Практики:

  • Внимание. Молитва должна быть внимательной, то есть со всем возможным пониманием каждого слова, с пониманием Кому мы ее возносим.

Поначалу, быть может, это не получиться выполнить по трудности церковно-славянского языка и богословских смыслов в молитве. Но этот период надо максимально быстро пройти и дальше молиться со вниманием и пониманием. «Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной. Внимательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва умная.»[34].

  • Хорошо молиться по правилам. «Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных Боговдохновенными святыми Отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени.»[35]

Обычно мы молимся с помощью «правил», то есть заранее составленного набора молитв, либо стандартных из молитвослова, либо благословленных духовником, а иногда и составленных самостоятельно, в зависимости от опыта. Это очень хорошо из соображений дисциплины (см параграф 2.4) и проверенности опытом Церкви текстов молитв. Недостаток молитвы по правилам – это негибкость в ситуации ограниченного времени на молитву и невозможность молиться по сложному правилу в неудобном месте. Часто бывает, что объем правила слишком велик для духовной меры молящегося[36], ведь правило может быть стандартным,  общим для всех. Но остаются вопросы – как подбирать правило и как его использовать? Могут использоваться разные принципы составления правил.

  • Правило «от объема». Использование заранее составленных Церковью правил, прочитывание всего текста последования:

Св.Игнатий Брянчанинов советует пользоваться стандартными правилами молитвослова, раскрывая в своем поучении «Слово о келейном молитвенном правиле»[37] глубину их смысла и предлагая принципы молитвы. Впрочем, несмотря на всю популярность этих правил, надо помнить и о: «В том виде, в каком молитвенное правило печатается сейчас в наших молитвословах, его не знают другие Поместные Церкви, кроме тех славянских Церквей, которые в свое время стали ориентироваться на церковную печать Российской империи…»[38] и используют сокращенные части богослужений суточного круга.

 

  • Правило «от времени». Использование заранее составленных Церковью правил, либо молитв благословленных духовником, прочитывание молитв на протяжении некоторого времени, прерываясь по окончанию времени, а не текста.

Св.Феофан Затворник рекомендует в своих «Письмах»[39] и работе «4 слова о молитве»[40] регулировать молитву не объемом заранее подготовленных молитвословий, а на них выделенным временем. Это очень хорошо, особенно человеку не очень опытному в молитве, чтобы не спешить, не отвлекаться на смущающие мысли вроде: «спешу, ну когда же конец на странице 45!», знакомым, наверно, многим. Если ориентироваться на время, то не важно 1 молитва его займет или 20 – время заранее выделено на молитвенное правило, его не занимает никакое мирское дело, можно сосредоточиться на качестве молитвословий, а не на чтении всего объема. Понятно, что при выработке навыка молитвы важнее будет качественная молитва немногими молитвами, но никак не наскоро прочитанные многие молитвы, что даже вредно.

Здесь уместна  спортивная аналогия – лучше 10-20 раз сколь возможно верно исполнить прием, чем повторить его неверно и коряво 1000 раз и приобрести в итоге неверный навык, который, в случае, например, боевой подготовки, потом может вылиться в физическую смерть в бою или тяжкую травму. А сколь важнее молитва, ошибка в которой введет в прелесть и погубит уже не смертью тела, но смертью вечной!

  • Заранее отработанные «правила к случаю».

Хорошо молится, как учит Церковь,  в разных житейских случаях. «Непрестанно молитесь» говорил Апостол. В молитвословах есть молитвы «Призвание Духа Святого на всякое доброе дело» или «Пред вкушением пищи»[41]. Многие опускают возможность помолиться вне дома и храма, видимо стесняясь секулярного окружения. Да, конечно, не надо навязчиво показывать свою особую внешнюю благочестивость, но молитвенно воздохнуть надо. Потому хорошо заранее продумать как молиться в кафе (например про себя и кратко, перекрестился и сел кушать), как в иных ситуациях. И делать это всегда.

 

 

  • Иисусова молитва – в варианте «молитва в пути»[42].

Частный случай «молитвенного правила к случаю» это Иисусова молитва в форме «молитвы про себя», т.е. умной внимательной молитвы, во время пути на работу или с работы. Хорошо выработать некую обычную для себя форму этой молитвы, получить одобрение у духовника. Здесь могут быть вопросы – использовать ли четки? С какой частотой молитвословить? Св.Игнатий Брянчанинов рекомендует «Произноси слова молитвы неспешно; не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы»[43], а потом говорит о 100 молитвах в полчаса. Читать ли только Иисусову молитву или перемежать каждые 10 молитв (крупная бусина четок) какой-либо иной молитвой? Вариантов может быть много, но надо усвоить верный для себя метод, пусть, быть может, и не самый совершенный, и именно его использовать.

Особое достоинство такой молитвы – молитва в пути позволяет пресекать греховные поползновения, вызванные житейской суетой, а если допустил (машина облила и в ответ сквернословие), то сразу осознать это и покаяться. Выходит это в связи с постоянной памяти молящегося о Боге и о том, что он не просто идет или едет, но молиться, грех становиться очень заметен. Недостаток только один – Иисусова молитва опасна потенциальными  ошибками практики, о которых ниже, и потому надо ошибок избегать.

  • Пост – разумная умеренность во всем для повышения качества молитвы.

Церковь установила календарные посты. Но их хорошо воспринимать как временное усиление нашего обыденного воздержания от излишеств, некоторого целомудрия. Спортивная аналогия – предсоревновательный период. Который, конечно, имеет у каждого свою меру и свою форму для пользы. А польза поста – молитва. Каждый усиленный пост можно сделать очередной серьезный шаг к молитвенному (т.е. богообщительному) совершенству. А в обычное время шаги просто покороче, но идти все равно надо.

 

Кроме основных практик можно выделить важные технические особенности, на которые надо обратить внимание.

  • Грамотное составление правила, если используем вариант «от текста», либо как основа для молитвы «от времени». «Прежде всего, изобразим на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу; потом исповедание грехов и сокрушение души в чувстве; после сего да представляем Царю всяческих наши прошения. Сей образ молитвы есть самый лучший, как одному из братий от Ангела Господня было показано.»[44]. Например, на базе утренних и вечерних правил можно начать «обычным зачалом», выбрать некоторые молитвы из центральной части, особенно покаянные (вечернее правило), а потом завершить молитвой Ангелу и Богородице и прошениями за ближних.
  • Внимание – еще раз повторим, что это важнейшая для мирянина вещь, ведь вероятный «потолок» обычной молитвы мирянина – молитва умная и иной раз умно-сердечная. Внимание здесь – все.
  • Правильные молитвы самостоятельного составления. Конечно, многие не рекомендуют молиться своими словами. Но многие и рекомендуют. В любом случае такая молитва должна быть по духу близка к обычным молитвам молитвослова, что требует молитвенного опыта. Лучше всего чуть дополнять или изменять обычные проверенные молитвы, а не составлять совсем новые.
  • Неспешность молитвословия, важная для внимания. Кроме того это позволяет молитве не стать чем то схожим с восточной практикой мантры, вводящей в измененное состояние сознания (транс) что влечет за собой опасность самообольщения и даже бесообщения. О чем ниже.
  • Осознание своей духовной меры, объем молитвенного правила, хоть текстовый, хоть временной, должен быть посилен для человека и молитва должна быть максимально внимательна. Если же после некоторого времени развеивается внимание и его не удержать, в связи с усталостью, то объем самонадеянно взят слишком большой. А если молиться слишком мало, без духовного усилия, то не будет и совершенствования, что тоже плохо.
  • Выделение отдельно подготовки к молитве и завершения ее: «Укажу для сего три самых простых приема: не приступай к молитвословию без предварительного, хотя краткого, приготовления; не совершай его кое-как, а со вниманием и чувством, и не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.»[45]. Подготовкой может быть и богомыслие и чтение Евангелие или Псалтири, а может и чтение св.отцов. Окончание – некоторое время молчания, осознания совершившейся молитвы. Может выписывание осознанных грехов для дальнейшей исповеди. Конечно, это относиться к молитве плановой, например утренней, а не молитве «к случаю».
  • Поза для молитвы, параграф.2.4. Лучше на молитве стоять, чем сидеть, а сидеть лучше, чем лежать. Но лучше хоть лежать, чем вообще не молиться. А иным стоять (старым или слабым) или сидеть (больным) будет физически тяжело и потому разумно принимать посильную позу, помня о лучшем. Но не стоит и думать об особых практиках «молитвы на скамеечке» описанных некоторыми подвижниками. Это – для особо преуспевших, по словам св.Игнатия. «При избрании механических способов постараемся поступить со всевозможною осмотрительностию и благоразумием, не увлекаясь пустою пытливостию, безотчетливою ревностию, которая неопытным представляется добродетелию, а святыми Отцами названа гордостной дерзостию, разгорячением безумным.»[46], эти практики не для мирян, да и не для обычного монаха, по всей видимости.
  • Внимание к себе и отсечение «мечтательности» или «состояний духовных» на молитве. «Кто мы такие, что бы у нас были высокие духовные состояния», должно спрашивать себя молящемуся. В любом случае если неверные состояния и возникнут, то только по причине ошибки на молитве – потере внимания или вхождению в трансовое состояние «забубнившись» слишком большим или слишком частым молитвословием. Надо скорректировать манеру исполнения молитвы.
  • Понуждение всегда делать чуть больше, чем делается с легкостью. Для того, что бы был запас на тренировку в молитве. Но если в физических упражнениях все просто – слишком тяжелую штангу просто не выйдет поднять или сразу будет травма, а слишком легкая не даст привычного утомления, то в молитве сложнее – надо отслеживать свое состояние и отличать «не могу сохранить внимание», от «надоело молиться». Первое надо чуть продлить и закончить, а второе преодолеть волевым усилием.
  • Воля к молитве. Иногда могут быть нападения страстей, особенно лени, и даже бесов, отгоняющих от молитвы. Надо вспомнить кто мы во крещении – воины Господа всевышнего[47] и как воины волевым усилием преодолеть опасность и закончить правило. «Когда случится с тобой искушение, либо вступишь в спор и, раздраженный противоречием, проронишь непочтительное слово, тогда вспомни о молитве и суде, который влечет она,– и сразу успокоиться в тебе беспорядочные движение»[48]

Все вышеперечисленные практики вполне исполнимы при любом образе жизни молящегося. Технические особенности не сложны для понимания, хотя и сложны для исполнения.  Вопрос состоит в том, что нужно либо обучать способных к тому самостоятельно исполнять молитву подбирая практики из предложенных, либо самому пастырю назначать правило, сообразуясь с состоянием прихожанина и приучая его к все большей и большей свободе.

 

3.3.                     Примеры действия пастыря по обучению пасомых молитве.

 

В предыдущем параграфе были показаны принципы, важные в молитвенном делании. Но в условиях приходской практики, то есть духовной жизни мирянина, нужно еще и обучить мирян этим практикам. Вообще обучение в Церкви можно разделить на 4 разные ветви:

  • Литургическое обучение. Обучение во время самого богослужения путем слушания текстов службы, чтений и проповедей. Это самое общедоступное образование, так как участвуют все прихожане.
  • Обучение духовником своих духовных детей в индивидуальном порядке на исповеди и в личном общении.
  • Обучение в рамках прихода, но вне богослужения. Обычно это Воскресная школа и в той или иной мере формализованные беседы священника или иного служителя с прихожанами, в том числе за трапезой.
  • Академическое образование, от духовных академий и до официальных интернет курсов.

 

Поскольку в духовные учебные заведения поступает небольшой процент прихожан, и те, кто поступят, получат возможность сами проанализировать святоотеческие творения, сосредоточимся на приходских формах донесения информации.

С точки зрения литургического образования, которое обладает самой большой степенью покрытия прихода, для обучения молитвы (и иным полезным навыкам), может быть использован особый цикл обучающих проповедей составленных священником, ориентированных на культурный и духовный уровень его прихожан. Здесь малоосуществим диалог слушателя с говорящим, но дать базовые познания вполне можно. А уже потом их уточнять и разъяснять иными способами.

Действия духовника – это сокровенное меж ним и его духовными детьми. Но как часть важных советов можно давать принципы молитвы, индивидуально благословлять конкретные правила сообразуясь с пользой конкретного человека, его обстоятельствами и духовной мерой. Либо обучая и контролируя его личное молитвенное творчество, ставя рамки его свободы в молитве.

Воскресная школа это маленькое академическое образование. Не очень много народу посещает такие занятия.  Потому, хотя и можно вести особые лекции по аскетике, это, наверно, не самый лучший способ обучения практическим навыкам христианина, в том числе и молитве. Зато это идеальный способ обучать желающих истории, догматике и иным теоретическим дисциплинам.

Очень хороши беседы с прихожанами. Они имеют больше возможностей для разговора со многими, чем общение чада и духовника, но позволяют диалог, в сравнении с проповедью. Можно видеть сколь усвоено понимание ориентируясь на  слова прихожан.

Итого:

Для обучения практическим навыкам христианина, в том числе и молитвенному деланию, целесообразно использовать совокупно особые обучающие проповеди, беседы с прихожанами и индивидуальный контроль духовника.


4.       Опасности и трудности, подстерегаемые мирян на пути    молитвы

 

4.1.                    Способы обучения, критика популярного обучения молитве.

 

Вообще способов обучения можно выделить два[49].

Первый – «от простого к сложному», последовательный. Им сегодня пользуются в большинстве случаев школьного обучения. Основными недостатками такого способа можно видеть некоторую сухость предмета, а главное – недостаточное видение того чему обучают до достижения определенного уровня образования. Достоинство – удобство при обучении большой группы людей сразу (класса), удобство при формальных аттестациях и при создании методик и материалов. Более подходит при освоении теории вопроса. Пример из доцерковного опыта автора работы – преподавание каратэ, все вместе делают набор упражнений, тренер задает упражнение, смотрит за соответствием действий учеников с образцовой техникой. Пример из приходской жизни – воскресная школа классического типа.

Второй способ – «мозаичное обучение» когда человек осваивает всевозможную информацию по всему полю проблемы все более и более ее уточняя, как бы делая картину все более и более резкой. Используется часто при личном наставничестве, в том числе и в высшей школе. Недостатки – сложность обучения одновременно большой группы учеников, повышенные требования к гибкости интеллекта учеников. Достоинства – предмет познается целиком, пусть сначала в самых общих чертах, все усилия идут к сразу и правильно выставленным целям. Более подходит при освоении практических навыков. Пример из доцерковного опыта автора – преподавание прикладного ближнего боя в малых группах. Изучаются принципы и примеры действий, тренер задает границы работы и исправляет ошибки в творчестве ученика. Пример из приходской жизни – обучение во время бесед священника и проповедей, во время богослужения.

В чистом виде, конечно, эти методы не работают, но имеет место преимущество одного из них в зависимости от ситуации.

 

Поскольку молитва это навык, очевидно, сам принцип ее освоения должен быть в основе «мозаичным». Что это значит? В первую очередь освоение молитвы требует не просто интеллекта и памяти, но творчества человека. Наставник (духовник) может показать принципы, показать личный пример, дать задание, поправить ошибки. Но не может дать готовых знаний, которые гарантируют результат. Отсюда – методологическая неверность авторитарного принуждения без разъяснения сути вопроса и принципов молитвы. Часто звучащая примерно так: «Делай что сказано, через 20-30 лет все сам поймешь». Это напоминает обучение в некоторых секциях того же каратэ, когда незнающий принципов техники инструктор требует повторения чего-то за собой, просто не умея объяснить почему же надо делать так, а не иначе. Его самого не учили. И то чему он научился — это результат каторжного труда сдобренного толикой случайных «изобретений велосипеда» и случайно узнанных через книги и слухи решений. Когда это 2-3е поколение инструкторов, то и традиция исполнения упражнений становиться неверной, так как никто не видит ошибок. И подавляющее большинство занимающихся застревают на уровне «кое как умею делать форму», так и не осознавая ее смысл и не научаясь в полной мере тому, зачем упражнение делали, ведь делали его неправильно. Аналог в молитве – «гласная молитва» как единственная требуемая форма (все ли вычитал?). Лучше помнить об этом спортивном опыте, чтобы не повторять его в более важном – опыте освоения молитвы.

 

Как происходит освоение молитвенного навыка большинством прихожан? (По наблюдению автора работы из своего опыта, опыта прихожан, опыта многолетнего участия в обсуждении вопросов христианской практики в сети Интернет. ). Обычно происходит следующее, если человек не проходил особого обучения до крещения или воцерковления. Человек обращается к кому-то в храме, часто даже не священнослужителю, с вопросом – «что надо делать» и получает стандартный список требований, в молитве следующий – «читать утром утреннее правило, вечером вечернее, к Причастию 3 канона и Последование». То есть выставляется некий регламент действий, одинаковый для всех. Причем, именно такой совет большинством воспринимается как минимум, который можно только увеличивать, но никак (страшный грех) нельзя уменьшать. Вопрос о технике молитвы, обо всех вышеуказанных принципах, просто не стоит, надо прочитать текст и все. Конечно, если священник на исповеди, в проповеди учит, ситуация в корне меняется, но достаточно часто звучит вопрос «все ли вычитано?» в качестве основного вопроса исповеди, что вынуждает считать главным – вычитку положенного объема текста.

То есть, имеем не умение, навык молитвы, имеющей конкретный практический смысл. А имеем формальное требование исполнения некой обязанности. На уровне «гласной молитвы» это может быть хорошо и достойно, привить навык регулярной дисциплинированной молитвы. Но дальше возникает серьезная проблема, что если с самого начала объяснено неверно, люди верят более простому неверному объяснению и не переучиваються. Если сразу сделать молитву некой формальной обязанностью и более ничем, то даже понимая на умственном уровне иные цели молитвы, человек часто не может изменить своего отношения.

Классическая ошибка здесь – «у меня мало времени, надо срочно прочитать правило, не важно как, главное весь объем прочитать». И читают, не вникая в смысл, не проговаривая текста. То, что называется «вычитывают молитву» вместо «творят молитву». Особенно это видно, когда стоят люди в храме и на Литургии дочитывают невычитанное правило ко причащению. Можно, конечно, обвинить людей в нежелании молиться, как делают люди ригористичного склада. Но помним – мирянин живет среди попечений. И он мог просто и не успеть и не иметь сил для двухчасового вычитывания 3 канонов и последования. И выходит стандартное правило для него неадекватно большим, бременами неудобносимыми, заставляющими делать молитвенное упражнение принципиально неверно – спеша, подменяя им Литургию.

Может быть, молитвенное правило надо давать не одно на всех, а руководствуясь принципами молитвы из п.3.2. каждому в меру его сил и возможностей, раскрывая смысл молитвы, а не делая ее формой, которая не у всех становиться жизнью?

 

4.2.                    Учение о прелести и иных ошибках молитвы.[50]

 

Неверная духовная практика весьма часто приводит к состоянию, которое называют «прелесть», превосходная степень «льсти» — лжи, состоянию сильнейшего самообмана в вопросах духовных достижений. Особенно сильно вопросы причин прелести и опасности неверных практик разрабатывал свят.Игнатий (Брянчанинов) в своих трудах, так как в его время многие христиане увлекались католическими методами аскезы, принципиально не верными, а маловерящее общество и вовсе увлекалось модными оккультными учениями. Сегодня публично о прелести предупреждает проф.Осипов следуя в основном работам свят.Игнатия:  «В западном христианстве по-существу исчезло знание того главного, без чего духовная жизнь может превратиться в хаос мистических состояний, губящих человека. Именно, что духовная жизнь имеет свои непреложные законы, отступление от которых приводит человека не к Богу, а к переживанию своих чисто нервно-психических состояний и, не редко — демонических наваждений, принимаемых за истинные. Святые Отцы наименовали эту веру себе, безотносительно к голосу Священного Предания Церкви одним емким словом — прелесть»[51].

Еще о прелести[52]: «Когда кто, стоя на молитве… воображает блага небесные, чины Ангелов и обители святых, и кратно, все слышанное в Божественных Писаниях собирает в ум свой, и рассуждает о том тогда во время молитвы, зря на небо, и подвигает тем душу свою к вожделению и любви Божией, а иной раз извлекает даже слезы и плачет. Но при этом образе… мало-помалу молящийся так начинает кичиться в сердце своем, сам того не понимая; ему кажется, что делаемое им есть от благодати Божией в утешение ему, и он молит Бога сподобить его всегда пребывать в сем делании. А это… есть знак прелести»[53].

С таким утверждением сложно не согласится, существует множество духовных упражнений, вполне доступных ныне в описании и изучении у наставников, не просто приводящих к самообману или видениям, но и к прямому бесообщению, особенно упражнения нехристианских источников, например цигун, рейки и пр. и их псевдохристианских аналогов вроде практик харизматических христиан. Потому понятно, что опасными могут быть и неверно исполненные и понятые христианские практики, в том числе и практики молитвы. Например проф.Осипов рассказывает о неком современном старце Харлампии предлагающем явно вредную практику в исполнении Иисусовой молитвы: «…Во-вторых, о. Харалампий требует произносить молитву «быстро-быстро»…»[54], фактически рекомендуется исполнение восточной языческой практики «мантры», вводящего в транс набора звуков, только случайно являющейся текстом Иисусовой молитвы.

Конечно, результат будет такой же – состояние транса, видения, ощущения, а вовсе не внимательная молитва. Проф. Осипов приводит и такой пример из свят.Игнатия: «Оказалось, что иеросхимонах носит вериги, почти не спит, мало вкушает пищи, чувствует в теле такой жар, что зимою не нуждается в теплой одежде. К концу беседы пришло мне на мысль поступить следующим образом: я стал просить афонца, чтоб он, как постник и подвижник, испытал над собою способ, преподанный святыми Отцами, состоящий в том, чтоб ум во время молитвы был совершенно чужд всякого мечтания, погружался весь во внимание словам молитвы, заключался и вмещался, по выражению святого Иоанна Лествичника, в словах молитвы… “Когда ты испытаешь над собою, — сказал я афонцу, — то сообщи и мне о плоде опыта; для меня самого такой опыт неудобен по развлеченной жизни, проводимой мною”. Афонец охотно согласился на мое предложение. Через несколько дней приходит он ко мне, и говорит: “Что сделал ты со мною?” – “А что?” – “Да как я попробовал помолиться со вниманием, заключая ум в слова молитвы, то все мои видения пропали, и уже не могу возвратиться к ним”[55]»[56]. Замечу, что жар, малое время сна, и иное – очень характерный признак свойственный и опытным цигунистам – людям практикующим языческие практики Востока.

Потому можно быть уверенным – явление «прелесть» есть, оно весьма опасно, особенно в крайних формах, когда к ошибкам и самообману подвижника добавляется и прямой бесовский обман. Оно фактически делает практику прельщенного христианина равной по действию практике оккультиста или язычника.

Но рассудительная осторожность в оценке духовных явлений необходимая из опасения прелести не должна приводить к обратному самообману, когда главным становится не стяжание Любви, но борьба с потенциально возможной прелестью любой ценой. Даже ценой неверия в возможность хоть какого-то  стяжания Любви, богообщения, до достижения неких особо высоких состояний бесстрастия.

Итогом такой вот «осторожности вне рассудительности» является отказ почитателями работ проф.Осипова и, отчасти, не вполне последовательными почитателями свят.Игнатия  от опыта тех подвижников, которые, как им кажется, не попадают в жесткую схему заданную проф.Осиповым: «Святитель Игнатий рассматривает этот вопрос в контексте безусловного соблюдения одного из основных законов молитвенного делания — постепенности в прохождении его пути и важности правильного его начала.»[57]. То есть когда некто говорит не о смирении, но о Любви и рассчитывает на некие благодатные дары, не будучи умудренным бесстрастным аскетом, желательно монахом, хотя это искажение учения Отцов, крайность.

 

Какие конкретно бывают ошибки?

Исполнение молитвы без внимания, Иисусовой молитвы очень часто. Получение своеобразного удовольствия от такой молитвы. Почему ошибка? Есть восточная, индуистская и буддистская практика – Мантра. Это «Мантра — магическая формула. Она может быть слогом, словом , несколькими словами или предложением …. Произносится вслух или про себя. Многократное повторение мантры именуется “джапа” (например, ОМ – АУМ). Целительский, успокоительный и просветляющий эффект мантр основан на их способности вызывать определенный тип вибраций в организме человека , его нервной системе и ментальных структурах. В восточной и западной магии мантры, которых существует множество, применяются для установления контакта мага с различными стихиями природы: водой, огнем, воздухом и др.»[58]. Особенностью мантры является то, что действует она на подсознание, вызывая измененное состояние, транс.  Смысла, как правило, не имеет. А если и имеет, то исключительно случайно. Задача – звучанием, повторением, изменить работу мозга, вызвать транс, а через него организовать и общение с некими языческими духовными сущностями или стихиями.

Заметим – мантра действует как технический прием. Если вместо стандартных текстов, подставить текст православной молитвы, но сохранить технику исполнения, это все равно будет мантра и она все равно будет оказывать свой язычески-духовный эффект.

Вывод: Любое исполнение молитвы должно быть максимально далеко от техники мантры. Особо это важно для Иисусовой молитвы и аналогов (например, богородичного правила). А значит – нужно, как пишет св.Игнатий Брянчанинов, читать медленно, со вниманием и с пониманием прочитанного. Без попыток добиться трансового состояния и наслаждений от него.

 

Воображение образов на молитве, мечтательность. «Тщательно и разумно внимай, любитель Божий. Когда, делая свое дело, увидишь свет или огнь вне или внутри, или лик какой, – Христа, например, – или Ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе. Ибо все сие, совне будучи печатлеемо и воображаемо, служит к прельщению души.»[59] говорит св.Григорий Синаит. А свт.Нил Синайский говорит еще прямее: «114. Отнюдь не желай и не ищи увидеть во время молитвы какой-либо лик или образ. 115. Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам – демонам.»[60].

Понятна и техника безопасности – смирение, вопрошание себя «ну кто я такой, что бы мне явился святой или Господь столь явно?». Понятна и причина обмана – либо воображение самого человека, мысленная ошибка, либо прельщение от бесов, желающих сбить человека с пути. Итог один – пойдя за ложным видением, хоть от своей грешной души, хоть от Врага, не важно, человек уходит от Бога. Эта ошибка совмещается со следующей, но эта ошибка – ошибка видений, а следующая – чувств и ощущений.

 

Стремление к наслаждению, «состояниям» на молитве. Восточная духовность даосизма знает наслаждение в трансе, называемое в одной из школ «оргазмическими ощущениями» по аналогии с сексуальными переживаниями. Добиваются этого разными способами, в том числе и через трансовое смотрение и слушание чего-то красивого, мантрообразные практики. Соответственно, желающий молитвенного наслаждения, некого чувственного утешения, скорее всего попадет именно на такое состояние исполняя молитву через ложно понимаемое «сердце» — чувства, до того как достигнет ощутимого бесстрастия. И как наркоман, захочет повторения удовольствия. Итогом будет, разумеется, разрушительная духовная ошибка. С возможным открытием себя и для бесовского воздействия. А учитывая, что состояние приходит во время молитвы, то приписывание себе особых высот в духовности в этом случае станет почти гарантированным.

Техника безопасности требует особой трезвости на молитве, умения почувствовать состояние, когда начался вход в измененное состояние сознания, что называется «понесло» и умение это пресечь медленной сосредоточенной и внимательной молитвой.

Иной ошибкой будет взятие на себя слишком большого или слишком маленького молитвенного правила. Первое, когда правило вне духовной меры и временных возможностей, не даст его исполнять качественно и регулярно. Второе затруднит духовное развитие, «недогрузит» молящегося необходимым молитвенным упражнением. Хорошо, когда за такой нагрузкой наблюдает опытный духовник.

 

 

5.     Заключение.

В данной работе проведено исследование о теории молитвы, рассматривая ее и с точки зрения святоотеческой литературы, и с точки зрения наблюдаемого в опыте жизни приходов и мирских людей

Желаемым итогом работы было обобщить имеющуюся информацию о молитве с целью получения некой базовой методики пригодной, как основа, для пастырского служения и научения молитве прихожан.  Методика виделась обязательно пригодной для «мозаичного» обучения, по убеждению и опыту Автора единственно адекватном для обучения практическому навыку. То есть состоять не из стандартных «приемов делания», но из базовых принципов, техники безопасности, осознания правильного целеполагания. Сама работа, в своей основной части, через обоснования тех или иных моментов, содержит основу такой методики, конечно весьма неполную и требующую много большей проработки, обсуждения, исследования.

Была исследована современная «обычная» практика освоения молитвы через советы иных прихожан и найдена неудовлетворительной. Были изучены слова святых о молитве, об этапах молитвы, о технике безопасности на молитве. Стала очевидной необходимость серьезного подхода к личной духовной практике прихожан (аскезе), дабы они получали от своих молитв и иных духовных практик возможно полную пользу.

Так же очевидной стала польза индивидуального и творческого подхода к назначению молитвенного правила, для его соответствия духовной мере молящегося.

 


6.     Список литературы

 

Источники

  1. Библия: походное издание.– Москва, 2009.
  2. Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.­–М: Паломник, 2006 г.
  3. Иоанн Лествичник, преп. Лествица, Слово 28.– СПб.: Благовест., 1996 г.
  4. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению.–М.:Правило веры., 2008 г..
  5. Софроний Сахаров, архим. О молитве.– Сергиев Посад., 2010 г.
  6. Евагрий Понтийский, авва. Слово о молитве.//Творения аввы Евагрия.– Мартис., 1994 г.
  7. Афанасий Великий, св. Слово о воплощении Бога Слова.// Творения. В 4 т., т1.– ТСЛ, 1902 г.
  8. Древний Патерик.– Афон: Свято-Пантелимонов монастырь., 2009 г.
  9. Феофан Затворник, свт. 4 слова о молитве.// Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца.–М.:Правило веры., 2007 г.
  10. Иерофей (Влахос), арх. Одна ночь в пустыне Святой Горы [Электронный документ].– URL: http://www.isihazm.ru/?id=1493. Дата обращения: 05.03.2013.
  11. Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения.– ТСЛ., 2010 г.
  12. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнеческие.– ТСЛ., 2008 г.
  13. Игнатий Брянчанинов, свт. Чин внимания себе для живущего посреди мира.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.­–М: Паломник, 2006 г.
  14. Игнатий Брянчанинов, свт. О посте.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.­–М: Паломник, 2006 г.
  15. Марк Подвижник. Преп. Нравственно-подвижнеческие слова.// Слова духовно-нравственные, преп. Отцов Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Нового Богослова. – М., 1995 г.
  16. Игнатий Брянчанинов, свт. Отечник.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.6.­–М: Паломник, 2004 г.
  17. Феофан Затворник, свт. Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество.// Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца.–М.:Правило веры., 2007 г.
  18. Григорий Синаит,св.О безмолвии и молитве.// Добротолюбие в 5 т., т.5.– М.:Сибирская благозвонница., 2010 г.
  19. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы. //Добротолюбие в 5 т., т.5.– М.:Сибирская благозвонница., 2010 г., С.25.
  20. Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о молитве устной и гласной.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.– М: Паломник, 2006 г.
  21. Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о келейном молитвенном правиле.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.– М: Паломник, 2006 г.
  22. Феофан Затворник, свт. О молитве и духовной жизни.– М.:Правило веры., 2008.
  23. Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о молитве Иисусовой.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.– М: Паломник, 2006 г.
  24. Симеон Новый Богослов. О трех образах внимания и молитвы. //Добротолюбие в 5 т., т.5.– М.:Сибирская благозвонница., 2010 г.
  25. Игнатий (Брянчанинов), свят. Аскетические Опыты.–Минск: Харвест, 2003 г.
  26. Григорий Синаит,св.О безмолвии и молитве.// Добротолюбие в 5 т., т.5.– М.:Сибирская благозвонница., 2010 г.
  27. Нил Синайский, св. 153 главы о молитве.// Добротолюбие в 5 т., т.2.– М.:Сибирская благозвонница., 2010 г.
  28. Православный молитвослов.–М.: ПСТГУ.,2006 г.
  29. Требник.– СПб.: Библиополис. 2008 г.

 

Аналитические работы:

  1. Варсонофий (Веревкин), игумен. Учение о молитве по Добротолюбию.–Ярославль., 2002 г.

 

Электронные статьи.

  1. Максим Козлов, свщ. К молитве нужно относиться творчески.–URL http://www.st-tatiana.ru/text/340647.html. Дата обращения: 08.03.2012.
  2. Александр Заплетин, диак. Рассуждения об обучении христианина христианской практике.– URL http://alex-daos.livejournal.com/641.html. Дата обращения: 08.03.2012.
  3. Осипов А.И. Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова).– URL  http://www.bogoslov.ru/text/print/421396.html. Дата обращения: 21.10.2011.

 

Электронные материалы справочного характера.

  1. Что такое Мантра? [Электронная статья в энциклопедии].– URL http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/m/mantra.html Дата обращения 19.03.2012.
  2. Общение на форуме протодиакона Кураева. URL: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=242467.msg2936385#msg2936385 Дата обращения 21.03.2013
  3. Глобус Епархии. URL: http://globus.aquaviva.ru/. Дата обращения: 20.03.2013.

 

[1] а уж за собой или только показывая вешки на дороге и пропуская путников впереди себя, это от самого священника зависит.

[2] Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.­–М: Паломник, 2006 г. С.128.

[3] Иоанн Лествичник, преп. Лествица, Слово 28.– СПб.: Благовест., 1996 г., С.234.

[4] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению.–М.:Правило веры., 2008 г., С.423-424.

[5] Софроний Сахаров, архим. О молитве.– Сергиев Посад., 2010 г., С.5.

[6] Евагрий Понтийский, авва. Слово о молитве.//Творения аввы Евагрия.– Мартис., 1994 г., С.78.

[7] Афанасий Великий, св. Слово о воплощении Бога Слова.// Творения. В 4 т., т1.– ТСЛ, 1902 г., С.260.

[8] Рассуждаю о мирянине, как о мужчине, для простоты слога.

[9] По материалам ресурса: Глобус Епархии.– URL: http://globus.aquaviva.ru/. Дата обращения: 20.03.2013.

[10] Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.­–М: Паломник, 2006 г. С. 423.

[11] Там же. С. 424.

[12] Автор описывает идеализированную ситуацию, для выявления особенностей и отличий от мирской жизни.

[13] Древний Патерик.– Афон: Свято-Пантелимонов монастырь., 2009 г., С.132.

[14] Иоанн Лествичник, преп. Лествица, Слово 28.– СПб.: Благовест., 1996 г., С. 237.

[15] Феофан Затворник, свт. 4 слова о молитве.// Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца.–М.:Правило веры., 2007 г., С.57.

[16] Иерофей (Влахос), арх. Одна ночь в пустыне Святой Горы.– URL: http://www.isihazm.ru/?id=1493. Дата обращения: 05.03.2013.

[17] Софроний (Сахаров), арх. О молитве.– ТСЛ., 2003 г., С.168.

[18] См. пояснения по Иисусовой молитве св.Игнатия Брянчанинова.

[19] Авва Дорофей, преп. Душеполезные поучения.– ТСЛ., 2010 г., С.23-36.

[20] Иоанн Лествичник, преп. Лествица, Слово 4.– СПб.: Благовест., 1996 г., С. 32.

[21] Древний Патерик.– Афон: Свято-Пантелимонов монастырь., 2009 г.,С.408.

[22] Иоанн Лествичник, преп. Лествица, Слово 1.– СПб.: Благовест., 1996 г., С. 16.

[23] Исаак Сирин, преп. Слова подвижнеческие.– ТСЛ., 2008 г., С.19.

[24] По: Игнатий Брянчанинов, свт. Чин внимания себе для живущего посреди мира.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.­–М: Паломник, 2006 г. С. 277.

[25] Игнатий Брянчанинов, свт. О посте.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.­–М: Паломник, 2006 г. С. 121.

[26] Марк Подвижник. Преп. Нравственно-подвижнеческие слова.// Слова духовно-нравственные, преп. Отцов Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Нового Богослова. – М., 1995 г., С.161-162.

[27] Там же. С.161.

[28] Игнатий Брянчанинов, свт. Отечник.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.6.­–М: Паломник, 2004 г. С. 274.

[29] Феофан Затворник, свт. Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество.// Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца.–М.:Правило веры., 2007 г., С.421.

[30] По общению на форуме протодиакона Кураева.– URL: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=242467.msg2936385#msg2936385  Дата обращения 21.03.2013

[31] Из беседы Автора о молитве с иеромонахом Власием.

[32] Григорий Синаит,св.О безмолвии и молитве.// Добротолюбие в 5 т., т.5.– М.:Сибирская благозвонница., 2010 г., С.231.

[33] «Прежде плача и слез, – никто да не прельщает нас пустыми словами, и сами себя да не прельщаем, – нет в нас покаяния, ни истинного намерения перемениться, ни страха Божия в сердцах наших;» — Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы. //Добротолюбие в 5 т., т.5.– М.:Сибирская благозвонница., 2010 г., С.25.

[34] Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о молитве устной и гласной.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.– М: Паломник, 2006 г. С. 170.

[35] Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о келейном молитвенном правиле.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.– М: Паломник, 2006 г. С. 160.

[36] «Это правило для разных людей бывает различно, причем для людей, живущих в миру, оно меньше, а для монашествующих— больше.» — Варсонофий (Веревкин), игумен. Учение о молитве по Добротолюбию.–Ярославль., 2002 г.,С 59.

[37] По: Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о келейном молитвенном правиле.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.– М: Паломник, 2006 г. С. 158-165.

[38] Максим Козлов, свщ. К молитве нужно относиться творчески.–URL                                             http://www.st-tatiana.ru/text/340647.html.  Дата обращения: 08.03.2012.

[39] По: Феофна Затворник, свт. О молитве и духовной жизни.– М.:Правило веры., 2008.

[40] По: Феофан Затворник, свт. 4 слова о молитве.// Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца.–М.:Правило веры., 2007 г., С.32-66.

[41] Православный молитвослов.–М.: ПСТГУ.,2006 г.

[42] «Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы – это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте, в автомобиле во всем нам известных московских пробках. Молись! Не трать время впустую, не включай ненужное радио.».– Максим Козлов, свщ. К молитве нужно относиться творчески.–URL http://www.st-tatiana.ru/text/340647.html.  Дата обращения: 08.03.2012.

[43] Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.– М: Паломник, 2006 г. С. 134.

[44] Иоанн Лествичник, преп. Лествица, Слово 28.– СПб.: Благовест., 1996 г., С. 235.

[45] Феофан Затворник, свт. 4 слова о молитве.// Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца.–М.:Правило веры., 2007 г., С.35.

[46] Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о молитве Иисусовой.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.– М: Паломник, 2006 г. С. 293.

[47] По: Требник.– СПб.: Библиополис. 2008 г., С.32.

[48] Евагрий Понтийский, авва. Слово о молитве.//Творения аввы Евагрия.– Мартис., 1994 г., С.79.

[49]. Более подробно, в статье Автора: Александр Заплетин, диак. Рассуждения об обучении христианина христианской практике.– URL http://alex-daos.livejournal.com/641.html. Дата обращения: 08.03.2012.

[50] В данном параграфе переработана часть реферата Автора по аскетике. Часть реферата использовалась Автором для интернет публикации на личных ресурсах.

[51] Осипов А.И.  Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова).– URL  http://www.bogoslov.ru/text/print/421396.html. Дата обращения: 21.10.2011.

[52] Использовалось: Варсонофий(Веревкин), иг.Учение о молитве по Добротолюбию.– Ярославль., 2002 г.

[53] Симеон Новый Богослов. О трех образах внимания и молитвы. //Добротолюбие в 5 т., т.5.– М.:Сибирская благозвонница., 2010 г., С.463.

[54] Осипов А.И.  Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова).– URL  http://www.bogoslov.ru/text/print/421396.html. Дата обращения:21.10.2011.

[55] Игнатий (Брянчанинов), свят. Аскетические Опыты.–Минск: Харвест, 2003 г, С.144-145.

[56] Осипов А.И.  Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова).– URL  http://www.bogoslov.ru/text/print/421396.html. Дата обращения:21.10.2011.

[57] Осипов А.И.  Учение о молитве Иисусовой святителя Игнатия (Брянчанинова).– URL  http://www.bogoslov.ru/text/print/421396.html. Дата обращения:21.10.2011.

[58]Что такое Мантра? [Электронная статья в энциклопедии].– URL  http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/m/mantra.html Дата обращения 19.03.2012.

[59] Григорий Синаит,св.О безмолвии и молитве.// Добротолюбие в 5 т., т.5.– М.:Сибирская благозвонница., 2010 г., С.233

[60] Нил Синайский, св. 153 главы о молитве.// Добротолюбие в 5 т., т.2.– М.:Сибирская благозвонница., 2010 г., С.221

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *