Святоотеческое учение о молитве в применении к практике мирян.

На серьезном, рецензируемом богословском сайте http://www.bogoslov.ru/about.html опубликовали мою статью «Святоотеческое учение о молитве в применении к практике мирян.»

Пока даю ссылки на первоисточник, но если читателям будет удобней читать сразу отсюда — могу опубликовать. Все вопросы и замечания — в комментарии.

http://www.bogoslov.ru/text/4699413.html — 1 часть
http://www.bogoslov.ru/text/4714298.html — 2 часть
http://www.bogoslov.ru/text/4725737.html — 3 часть

Заплетин Александр, свящ.
Молитва лежит в основе жизни любого христианина, как монаха, так и мирянина. Однако аскетические произведения, которые учат молитве, ориентированы на монашествующих. Настоятель храма святого великомученика и целителя Пантелеимона в деревне Ненимяки иерей Александр Заплетин приводит святоотеческую классификацию этапов совершенствования молитвы, а также разъясняет, как мирянам извлечь пользу из монашеских советов.
Введение

Одна из основных задач священника – пастырское окормление своих прихожан, что не ограничивается заказными требами, совершением уставных богослужений и приемом исповеди. Кроме всего этого, окормление – это и учительство, руководство, ведение людей в Царствие Небесное (а уж за собой или только показывая вешки на дороге и пропуская путников впереди себя, это от самого священника зависит), указывая путь и поправляя ошибки прихожан на этом пути. И если о нравственных требованиях, милосердии, посте говорится во многих проповедях, в воскресных школах изучается богословие и Священное Писание, то о таком важном вопросе, как индивидуальная молитва, говорится достаточно мало. И это сложнейшее, по словам многих святых, искусство люди изучают по книгам разной полезности самостоятельно. Либо от них требуется выполнение некого обобщенного комплекса молитв, то что называется молитвенным правилом (утренним, вечерним, ко причащению и т.д.), часто без внимательного приспособления к духовной мере и образу жизни прихожанина, отвечая на вопрос «что читать», но не отвечая со всей обстоятельностью на вопрос «как читать». Это не очень хорошо, так как далеко не все прихожане способны к самостоятельному обучению по книгам, нет гарантированной обратной связи между пастырем и прихожанами, которая позволила бы вовремя скорректировать молитвенную практику.

Молитва, как учили святые отцы, – дело сложное, чреватое опасными ошибками, и бесконтрольное изучение аскетической литературы может быть опасно для духовной жизни прихожанина. Книги святых, описывающие молитвенные практики, в большинстве писались для опытных монахов, писались давно и использовали образы и сравнения, не всегда понятные нашим современникам. Представляется полезным рассмотреть основные пункты обучения молитве, основные опасности, выработать разумную технику безопасности, и сделать это, сообразуясь не с возможностями опытного подвижника-инока, но c возможностями прихожанина-мирянина, его духовной мерой, его мирскими попечениями, – начиная с новоначального, только что вошедшего в Церковь, до освоившегося в Церкви мирянина. Необходимо рассмотреть святоотеческий материал о молитве и обобщить его в помощь приходскому пастырю для его проповеди и назиданий….. далее по ссылкам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *